ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 )

КАК СОСТОЯНИЕ ЯЗЫКА ОЦЕНИВАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ? - 3

 

* * *

Но, несмотря на то, что до сих пор в языкознании употребляются понятия, взятые как бы из природы, типа: "язык-предок", "родословное древо", "организм языка" и т.п., - на самом деле, они уже наполнены таким абстрактным содержанием, что к живому языку через них продираться очень сложно и даже больно - для чувства прекрасного (просто неприятно читать тексты о языке, написанные абстрактно, без чувства и понимания, согласно лишь искусственным конструктам и научным терминам в столь же искусственно выстроенной лингвистике).

В филологии давно уже сложилась так называемая "научная традиция", замкнутая на искусственное здание языкознания, выстроенного учеными промышленной эпохи. Они уже написали и историю языка, и происхождение и развитие его так, что сказать что-то новое в этой области или робко напомнить, а как же было на самом деле, теперь возможно только за пределами филологической науки. В здании самой науки такие мысли сейчас однозначно признаются просто "ересью". И это относится сейчас не только к филологической науке, а, пожалуй, ко всем остальным. Все они строятся по одной "идеологической методологии" иерархии званий, титулов и заслуг. Мы уже насмотрелись в прессе на такого рода одергивания со стороны представителей академической науки в адрес любого, кто пытается что-то здравое сказать о состоянии языка. Картина эта не лучше, чем в средневековых академиях, просто технически обставлена более изощренно.

Представители академической науки самоуверенно считают, что для того, чтобы о языке говорить "научно", нужно иметь "систематическое" (т.е. фактически абстрактное, алгоритмизированное, машинное) образование, какое сейчас обычно ими преподается. И только тогда, когда на непосредственное восприятие наложена "логическая решетка" полученного вами образования, вы имеете право "научно" высказываться о языке. А так, пока вы высказываетесь за "забором огорода" филологической науки, никто вас всерьез воспринимать не собирается. По поводу планируемых в такой академии языковых реформ тоже. Пока "народ" возмущается или безмолвствует, в огороде "рубят капусту".

Бюрократизация науки, между прочим, та горькая правда, которую не желают видеть разные "романтики", безоговорочно доверяющие научным заключениям. В этой "иерархии" все жестко и линейно - как в табеле о рангах, так и хронологически. Почти автоматически "доктор" прав, что бы ни сказал "кандидат наук" или простой студент. И почти автоматически XXI век считается "выше" и "значимее", чем век XVII. Именно поэтому, только лишь по схожести мотивировок с какими-либо источниками в прошлом, вам могут пришить ярлык "ретрограда". Мы это не выдумываем, есть конкретные цитаты из научных работ и обзоров (типа, "среди наших современников (и даже среди лингвистов) встречаются люди, взгляды которых на язык стадиально соответствуют семнадцатому веку"), есть также и конкретные примеры, потому что к науке мы имеем отношение не один день. Слишком часто сейчас научная организация строится по линейно-упрощенным методологическим принципам, дублирующим машинные установки, фактически отрицая живое мышление и живое познание (не будем комментировать то, что только что сказали, потому что все равно это не "научно"!).

Но раз туда, в науку языкознание, велено "не пущать" со своей инициативой, а можно только лишь подстроиться к тому, что вам соизволят дать вышестоящие, вопрос может быть поставлен и иначе. Если здание филологии построено так, что там уже затруднительно и накладно что-либо изменять, и проще построить рядом другое здание, чем перестраивать это громоздкое сооружение, то нужна ли нам такая наука, которая мешает реальному познанию? Может быть, действительно всем заинтересованным стоит строить другое языкознание для ЖИВОГО ЯЗЫКА с ЖИВЫМИ СМЫСЛАМИ, настоящее и живое, основанное на естествознании, на природных наблюдениях, на знаниях реальной истории и знании жизни на земле?
До чего ведь уже доходит! Теперь не принято прямо говорить, что ЯЗЫК продолжает деградировать. Принято говорить мягко и обходительно, типа: "конечно, язык трансформируется, поскольку трансформируется сама жизнь". Как во французских светских салонах XVIII-XIX веков, к примеру, вместо "высморкаться" говорили "обойтись с помощью носового платка" и т.д.

Чтобы взрослым не страшно было видеть, во что же трансформируется их жизнь?!

* * *

Прочитали тут недавно эмоционально насыщенную и возмущенную тем, что в языке и культуре происходит, статью уважаемого нами писателя, творчество которого мы знаем и ценим уже лет двадцать: статью Валентина Распутина "Идет падение общей культуры".

Ну, что можно сказать? Правильно. Идет падение. То, о чем мы, быть может, иначе, но тоже давно говорим. Как только замолкают фанфары и убираются парадные знамена, сразу же чувствуется на каждом углу тлетворное дыхание деградации современной цивилизации. Мы имеем в виду в данном случае не российское общество, а население всей планеты. Не замечать это возможно, только закрыв глаза. Видимо, поэтому фанфары звучат все громче, децибеллы растут. А знамен научно-технического прогресса все больше. И мозги у большинства населения старательно перестраиваются, "программируются" через СМИ таким образом, чтобы смотреть на жизнь через специальную логическую решетку "прогресса". До тех пор, пока хватает сил, пока естество не даст о себе знать. А потом уже подорванное здоровье дает о себе знать, сдают нервы, начинаются болезни, или люди спиваются, кончают наркоманией, преступностью и т.д. Это все потом, а до этого критического рубежа истово верят в самую распространенную на земле религию, "верят в прогресс"! Даже те, кто его критикует и возмущается всякими неуместными реформами. Однако вернемся к статье.

Валентин Распутин пишет: "обидно, когда принимаются чужие слова, связанные со стремлением принять чужой образ жизни вместо нашего. Но эти люди все равно будут смотреть на Запад". А разве уважаемый писатель не знает, что изначальная, космического масштаба, языковая культура вообще разрушается тысячелетиями? А разве он не знает, что даже русская культура разрушается уже тысячу лет? Разве не знает, что, начиная с Петра Первого, у нас в России на коне именно "западники"? Что сегодня этот процесс разрушения так "раскручен" и "разогнан", что ни министерство образования, ни правительство уже не в состоянии остановить этот процесс. Если бы могли, то уже бы сделали это. Потому что, как ни жаль, не за что уцепиться, все в этой культуре рассыпается, как труха. Поэтому бессмысленно "реформе русского языка говорить решительное нет".

Надо быть реалистом: сейчас время личных решений по вопросам культуры. Если удастся хотя бы малому числу людей сохранить в душе настоящую культуру, они и поднимут ее из развалин современной цивилизации. Не надо забывать святые и мудрые слова: ЧТО БЫ НИ ПРОИСХОДИЛО В СОЦИУМЕ, НАМ ДАНЫ ТОЛЬКО МЫ САМИ. КАЖДОМУ ИНДИВИДУАЛЬНО. НАВСЕГДА!

То обстоятельство, что "коренной, понятийный русский язык стал лишним, а тот, который получил ныне широкое распространение, весь пропитан американизмами" (В.Распутин), связано с тем, что в России веками противостояли те, кто выступал "хранителями" традиций, и т.н. "западники", носители чуждой жизни "технокультуры". Отечественные "хранители традиций" (славянофилы и т.п.), извините, давно уже не помнят живого "древлего благочестия", и суют народу искаженные знания времен смуты и вековых гражданских войн и междоусобиц на Руси. А не те чистые источники, бытовавшие на Родине более тысячи лет назад. Между прочим, в дохристианский период, который до сих пор тщательно утаивается. И именно этим наши "ревнители старины" отталкивают от себя любознательные молодые поколения, еще не лишенные, в силу духа молодости, хоть какого-то чутья и природного наития. Вот почему, в силу косноязычия "защитников отечества", простые и понятные, слишком простые понятия "западных ценностей" становятся протестной реакцией на эту косность. Лучше простое и понятное, чем искаженное и подозрительное.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 )

из книги "Через Язык - к истокам разумной жизни" (РИТМ. 2003-2004гг)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г.