Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
ТИХАЯ
МУЗЫКА ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ХРАМОВ - 4
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4)
В соответствии со стилем, подробно описанным
мною выше, в крипте архиепископа Климента созданы фрески
“Страшный суд” и “Ангел смерти”. Центральную часть композиции
фрески “Страшный суд” представляет сидящая на троне фигура
Христа. По его левую руку изображен ад, по правую – рай.
Взгляд человека, созерцающего изображение на фреске, почти
сразу же приковывается к ярко-красным, как бы полыхающим
изнутри, камням адской пустыни, куда прямо из гробов ступают
босыми ногами полуобнаженные грешники, в полной покорности
следуя навстречу широко разинутой пасти голодного чудовища.
Глаза грешников, которых коснулись вырвавшиеся из пасти
чудовища языки пламени, широко раскрыты от ужаса. Противовесом
аду служит картина рая, где желтый и красный (теплый и огненный)
цвета успокаиваются зеленым и голубым цветами “прохладного”
участка цветового спектра. Посередине рая, под густою кроной
стоящих на заднем плане деревьев, располагается скамья.
На ней чинно восседают три библейских старца – патриархи
Авраам, Исаак и Иаков. Из складок их одежд, образующих подобия
животов беременных женщин, выглядывают души праведников.
Картина рая на этой фреске является обещанием нового рождения
людям, прожившим праведную жизнь.
Неизгладимое впечатление в сознании людей,
посещающих крипту архиепископа Климента, оставляет фреска
“Ангел смерти”. Цвет лица кожи и рук ангела – юноши с печальным,
скорбным выражением лица – пепельно-серый, одежды – темного,
землистого цвета. Один из атрибутов, который ангел держит
в своих руках – песочные часы. Фреска “Ангел смерти” является
предупреждением живым о неотвратимости последнего часа.
Ангел молча следит с фрески за нами в спокойном ожидании
того момента, когда из верхней части наших часов жизни упадет
вниз последняя песчинка.
Та часть Ивановской церкви, которая в наши
дни знаменует собою конец земной жизни, выглядит гораздо
более значительней того, что можно было увидеть в северном
нижнем приделе в 60-70-е годы ХХ века. Тогда внутреннее
убранство помещения, в котором свершался обряд отпевания
и проходили заупокойные службы, выглядела не столько даже
“приземленно”, сколько откровенно “дежурно”. Эта “дежурность”
у людей, посещавших Ивановскую церковь, часто вызывала сильную
неприязнь. Стены нижнего северного придела, до половины
отделанные кафельной плиткой, производили впечатление филиала
покойницкой, а среди “выдающихся” архитектурных деталей
этого придела в те годы можно было назвать почти пустую
комнату, примыкающую к основному, центральному залу придела
с Запада. Убранство этой комнаты включало в себя несколько
икон, развешанных по стенам, стоящих вдоль стен скамей и
большого креста с изображением распятого Иисуса. В этом
помещении было намного темнее, чем в ярко освещенном главном
зале северного придела. По форме эта темная комната представляла
собою неправильный круг и напоминала вырытую хищником под
фундаментом церковного здания нору. Спустившемуся в северный
боковой придел Ивановской церкви нерелигиозному человеку,
знакомому с достижением мировой философии и психологии,
эта комната представлялась олицетворением той части подсознания,
куда, согласно теории Зигмунда Фрейда, мы прячем свой страх
перед смертью.
Другой немаловажной особенностью Ивановской
церкви является то, что она своей архитектурой и внешним
убранством, очень ярко свидетельствует о храме как модели
Мироздания. Купола Ивановской церкви выкрашены в темно-синий
цвет ночного неба. На них яркими золотыми точками блестят
маленькие восьмиконечные звездочки. Нижний уровень (цокольная
часть здания) долгое время оставался выкрашенным снаружи
темно-зеленой краской и являлся подобием заросшей травою
земной тверди. Стены здания вот уже много-много лет подряд
остаются снаружи выкрашенными светло-голубой краской и являют
собою символическое подобие воздушного пространства, располагающегося
между земной и небесной твердями. В центральную часть здания
ведут восемь ступеней, символизируя путь на небо и молитвенное
восхождение к Богу. На стенах длинного притвора две старых
фрески. Справа от входящего – образное изображение ангела,
записывающего в длинный свиток имена людей входящих в храм,
справа от выходящего – ангела, записывающего имена людей,
выходящих из храма.
В конце 90-х годов ХХ века в Ивановской церкви
появляется частица мощей Святой Екатерины – Небесной покровительницы
нашего города. Она хранится южном приделе центральной, высокой,
части храмового здания, вделанной в икону Святой Екатерины,
созданную в наши дни монахинями екатеринбургского Ново-Тихвинского
монастыря. Человек, внимательно присмотревшийся к образу
Святой, замечает, что одна часть ее лица как бы не соответствует
другой. Лицо Св.Екатерины абсолютно несимметрично и вбирает
в себя два разных лица, отчего лицо на иконе делается живым,
подвижным, разговаривающим с предстоящим иконе человеком.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4)
(Александр Филимонов. Тихая музыка екатеринбургских
храмов)