ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

ТИХАЯ МУЗЫКА ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ХРАМОВ - 4

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

 

В соответствии со стилем, подробно описанным мною выше, в крипте архиепископа Климента созданы фрески “Страшный суд” и “Ангел смерти”. Центральную часть композиции фрески “Страшный суд” представляет сидящая на троне фигура Христа. По его левую руку изображен ад, по правую – рай. Взгляд человека, созерцающего изображение на фреске, почти сразу же приковывается к ярко-красным, как бы полыхающим изнутри, камням адской пустыни, куда прямо из гробов ступают босыми ногами полуобнаженные грешники, в полной покорности следуя навстречу широко разинутой пасти голодного чудовища. Глаза грешников, которых коснулись вырвавшиеся из пасти чудовища языки пламени, широко раскрыты от ужаса. Противовесом аду служит картина рая, где желтый и красный (теплый и огненный) цвета успокаиваются зеленым и голубым цветами “прохладного” участка цветового спектра. Посередине рая, под густою кроной стоящих на заднем плане деревьев, располагается скамья. На ней чинно восседают три библейских старца – патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Из складок их одежд, образующих подобия животов беременных женщин, выглядывают души праведников. Картина рая на этой фреске является обещанием нового рождения людям, прожившим праведную жизнь.

Неизгладимое впечатление в сознании людей, посещающих крипту архиепископа Климента, оставляет фреска “Ангел смерти”. Цвет лица кожи и рук ангела – юноши с печальным, скорбным выражением лица – пепельно-серый, одежды – темного, землистого цвета. Один из атрибутов, который ангел держит в своих руках – песочные часы. Фреска “Ангел смерти” является предупреждением живым о неотвратимости последнего часа. Ангел молча следит с фрески за нами в спокойном ожидании того момента, когда из верхней части наших часов жизни упадет вниз последняя песчинка.

Та часть Ивановской церкви, которая в наши дни знаменует собою конец земной жизни, выглядит гораздо более значительней того, что можно было увидеть в северном нижнем приделе в 60-70-е годы ХХ века. Тогда внутреннее убранство помещения, в котором свершался обряд отпевания и проходили заупокойные службы, выглядела не столько даже “приземленно”, сколько откровенно “дежурно”. Эта “дежурность” у людей, посещавших Ивановскую церковь, часто вызывала сильную неприязнь. Стены нижнего северного придела, до половины отделанные кафельной плиткой, производили впечатление филиала покойницкой, а среди “выдающихся” архитектурных деталей этого придела в те годы можно было назвать почти пустую комнату, примыкающую к основному, центральному залу придела с Запада. Убранство этой комнаты включало в себя несколько икон, развешанных по стенам, стоящих вдоль стен скамей и большого креста с изображением распятого Иисуса. В этом помещении было намного темнее, чем в ярко освещенном главном зале северного придела. По форме эта темная комната представляла собою неправильный круг и напоминала вырытую хищником под фундаментом церковного здания нору. Спустившемуся в северный боковой придел Ивановской церкви нерелигиозному человеку, знакомому с достижением мировой философии и психологии, эта комната представлялась олицетворением той части подсознания, куда, согласно теории Зигмунда Фрейда, мы прячем свой страх перед смертью.

Другой немаловажной особенностью Ивановской церкви является то, что она своей архитектурой и внешним убранством, очень ярко свидетельствует о храме как модели Мироздания. Купола Ивановской церкви выкрашены в темно-синий цвет ночного неба. На них яркими золотыми точками блестят маленькие восьмиконечные звездочки. Нижний уровень (цокольная часть здания) долгое время оставался выкрашенным снаружи темно-зеленой краской и являлся подобием заросшей травою земной тверди. Стены здания вот уже много-много лет подряд остаются снаружи выкрашенными светло-голубой краской и являют собою символическое подобие воздушного пространства, располагающегося между земной и небесной твердями. В центральную часть здания ведут восемь ступеней, символизируя путь на небо и молитвенное восхождение к Богу. На стенах длинного притвора две старых фрески. Справа от входящего – образное изображение ангела, записывающего в длинный свиток имена людей входящих в храм, справа от выходящего – ангела, записывающего имена людей, выходящих из храма.

В конце 90-х годов ХХ века в Ивановской церкви появляется частица мощей Святой Екатерины – Небесной покровительницы нашего города. Она хранится южном приделе центральной, высокой, части храмового здания, вделанной в икону Святой Екатерины, созданную в наши дни монахинями екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. Человек, внимательно присмотревшийся к образу Святой, замечает, что одна часть ее лица как бы не соответствует другой. Лицо Св.Екатерины абсолютно несимметрично и вбирает в себя два разных лица, отчего лицо на иконе делается живым, подвижным, разговаривающим с предстоящим иконе человеком.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

(Александр Филимонов. Тихая музыка екатеринбургских храмов)

• • •

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru