ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

ТИХАЯ МУЗЫКА ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ХРАМОВ

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

Строительство современного храма в окрестностях Екатеринбурга. Урал. - фото А.В.Дашкова

1. Храмы Золотого века

Речь в статье пойдет о восприятии человеком конца ХХ века архитектурных особенностей культовых Православных комплексов, выстроенных в Екатеринбурге в годы так называемого Золотого века. Длился этот “век” чуть более пятидесяти лет (первая половина – середина ХIХ века).

В это время, благодаря открытию на берегах уральских и сибирских рек россыпей золотого песка, наш город сделался одним из самых богатых городов России. В это же время реконструируются архитектурные ансамбли Вознесенской церкви и Свято-Троицкого собора, отстраивается новый комплекс женского Ново-Тихвинского монастыря, закладывается Максимилиа-новская церковь-колокольня (храм Большой Златоуст). Освящена Максимилиановская церковь была в 1876 году, когда сказочные богатства екатеринбургских “золотых набобов” уже развеялись, словно дым по ветру. Во второй половине ХIХ века она была самым высоким сооружением Екатеринбурга и располагалась на перекрестке современных улиц Малышева и 8 Марта, там, где сейчас находится памятник революционеру Малышеву. Список храмов, отстроенных в годы “Золотого века”, можно было бы продолжить далее. Я назвал только самые выдающиеся культовые объекты Екатеринбурга, знакомство с которыми по сохранившимся до наших дней фрагментам архитектурных ансамблей или фотоснимкам прежних лет, заставляет человека конца ХХ века по-новому увидеть самого себя. За исключением, может быть, только ансамбля Ново-Тихвинского женского монастыря и находившегося в его ограде собора Св.Александра Невского, выстроенных по проекту архитектора Михаила Малахова, ни одно из названных выше архитектурных творений не является воплощением от начала и до конца продуманного одним человеком замысла. Эти храмы творит сама история, и их можно считать материализовавшимися сгустками времени.

С Золотым веком Екатеринбурга тесно связано имя Михаила Павловича Малахова, работавшего с 1815 года архитектором Екатеринбургского горного округа и, затем, вплоть до 1842 года (год смерти Михаила Павловича), архитектором Уральского горного управления. Судить о состоянии духа, в котором этот человек пребывал, мы, современные екатеринбуржцы, можем по воссозданному в наши дни Дому Малахова. Как многие другие особняки тех лет, Дом Малахова имеет псевдоантичный портик с колоннами. Отличало его от стоявших рядом с ним особняков ХIХ века, прежде всего то, что над зданием был водружен купол. Для “внутреннего зрения” Дом Малахова открывается подобием древнерусского храма. Согласно представлениям французского философа-мистика ХХ века Рене Генона, в этом здании, основание которого образует квадрат, мы видим воплощение идеи утверждения сферы над куполом, области тонких, нематериализовавшихся форм над миром рациональных начал. Еще более ярко связь с миром чистого, свободного от влияния косной материи духа просматривается на примере архитектурного комплекса Ново-Тихвинского женского монастыря. В ХХ столетии с его приверженностью миру четких, кубических форм вместо куполов храмов и часовен над крышами бывших монастырских жилых корпусов появился “кристаллик” ощетинившейся своими острыми бойницами навстречу небесам башни – подобия башни средневекового рыцарского замка.

В это время купеческий Екатеринбург уступает место рабочему Свердловску. Как грибы после дождя, над крышами старых особняков поднимаются коробки конструктивистских многоэтажек. Очень скоро обнаруживается, что “недоскребы” первых лет Советской власти имеют свойство становиться кусочками серой, обыденной действительности и, сами по себе, не очень-то украшают наш город. В наши дни, когда главные проспекты города заполнила стильная реклама, конструктивистские сооружения первых десятилетий Советской эпохи, где-то в контрасте с рекламными стендами, где- то взаимодополняя друг друга, приобретают несколько возвышенно-отстраненный, элегический характер. Некоторые из этих сооружений можно даже сравнить со столпами в храме, поддерживающими изнутри здания купол, но сам этот купол был в начале 30-х годов уничтожен, заменен плоским потолком.

От небесных сводов, открывшихся екатеринбуржцам в эпоху Золотого века, тоже сохранились подпорки, которыми в течение многих лет оставались развалины Рязановской Единоверческой церкви, отдельные, незатронутые “перепрофилированием” под музейное здание фрагменты Александро-Невского собора, фасады Вознесенского храма.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

(Александр Филимонов. Тихая музыка екатеринбургских храмов)

• • •

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru