Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
ВОКЗАЛ ДЛЯ ОДНОГО
Забавен мир - колесики стучат,
Вращаются турбины и планеты...
А у подъезда мальчики торчат.
Им пепел звезд летит на сигареты.
(Л.Ладейщикова)
Новорожденный приходит в готовый мир.
Но в этом мире никого не волнует, с чем он пришел и зачем,
даже родителей. У всех свои интересы. Весь этот мир - как
вокзал - место, где, по большому счету, никто не знает,
почему здесь оказывается и куда направляется. Каждый чего-то
ждет, что-то делает, пока ждет. В этом ограниченном привокзальной
территорией мире складываются плотная среда, жесткое мировоззрение,
тесные отношения в границах видимости.
У младенца никто не спрашивает, с чем он пришел
и зачем. Кто-то бездумно обрезает пуповину, соединяющую
его с безграничной Вселенной. Потому что так принято. А
затем все вокруг начинают его щедро осыпать тем, что есть
на вокзале: от материального до идеального, от продающегося
до просто валяющегося. И младенец постепенно умирает, так
и не став личностью.
Личность - это уникальное лицо, как святой
лик. Вы когда-нибудь внимательно, пристально и осмысленно
вглядывались в лицо младенца, чувствовали ангельский свет,
исходящий от него!?
Но младенец умирает долго, иногда десятилетиями.
На него, умирающего, накладывают социальный "гипс",
и мажут и мажут поверх те, кому не лень, пока не образуется
твердая маска. Вот почему на вокзале дети не растут, а только
обрастают. Обрастают тем, что подворачивается. Постепенно
вместо открытого и светлого лица формируется переменчивая
аморфная маска, подстраивающаяся под подвернувшуюся роль
с соответствующим поведением. Вместо уникальной личности
- "трансформер", оборачивающаяся во что угодно
псевдоличность с кажущимся лицом.
Маска не знает, кто она и зачем. Она примеривает
на себя мнения, которые видит и слышит. Мнения групп, организаций
и различных компаний, которые оказывают влияние своим одобрением
или осуждением.
Редко кому удается талантливо сохранить под
маской свое лицо и душу. Большинство же, кроме невесть откуда
взявшейся маски, ничего не имеют. Для них эта маска и есть
настоящее "Я", липучая и текучая телесная масса,
из которой можно вылепить что угодно. И такое "Я"
безропотно и равнодушно или бездумно и восторженно принимает
любые идеологии и религии. Откликается на все и служит всему.
Примкнет ко всему и совершит что угодно. Неважно - зачем,
нет разницы - куда, критерий - что ближе лежит.
Трудиться или пьянствовать, отдать свою кровь
или пролить чужую, кого-то превозносить или охаивать...
все равно.
Если в определенной системе и организации,
то чаще всего примерным членом этой организации...
Если выпадает из системы, то кем угодно, чаще
- никем...
...Весь вокзал - обстоятельства, поведение
- приспособление под них. Идеалы - господствующая идеология
в широком смысле. Мораль - та, которая возобладает. Жестокая
борьба за выживание.
Замкнутый вокзал, ограниченный рассудок, материалистическая
экономика и ватная политика, призрачная культура и хрупкий
быт, цивилизованное общество...
А если какая-то идея, то обязательно согласованная
со всем этим несогласуемым, социально приемлемая, потому
что вся сущность человека - всего лишь "совокупность
всех общественных отношений".
- Со-во-купность!
- Откуда она берется?
- Из совокупления!
-Что ей делать?
- Тусоваться и совокупляться!
- А какой в этом смысл?
- Никакой. Просто кайф!
Правильно. Смысл как-то связан с будущим.
А будущего - это известно любому дураку - еще нет. Будущее
- это мечты, "идеализм". Тем более для совокупности
и совокупления. Совокупление - всегда сейчас. Таков самый
материалистический материализм. Вот почему все - идеалы
и идеологии, официальные и неофициальные - впустую. Не убеждает.
Потому что нельзя потрогать то, чего нет. И воцаряется социальное
принуждение - для порядка, который одних устраивает, других
нет. Отсюда конфликты - от невинной драки до мировых мясорубок.
Миллионы и миллиарды недоумков в течение тысячелетий убивают
и унижают друг друга, бессмысленно и беспощадно.
А все начинается оттуда - с детства, которое
отнимается; с ума, который кастрируется в соответствии с
бытующим эталоном. Кастрированный ум - это "от сих
до сих", насколько кем-то допускается. "До и после"
- это выдумки, "идеализм". Ни до, ни после нет,
пусто. Есть только то, что можно увидеть, услышать, унюхать,
сожрать, то есть с чем можно так или иначе совокупляться
и быть совокупностью совокупных совокуплений, то бишь "совокупностью
общественных отношений"...
Под свист экономического кнута и идеологического
пряника люди снуют туда и сюда по территории вокзала в ожидании
своего поезда, который невесть откуда должен прибыть и невесть
куда умчаться.
Порядок и произвол, насилие и обман сменяют
друг друга как декорации грандиозной сумасшедшей драмы.
И примелькаются, в конце концов, так что и не отличаются
друг от друга, становясь одним сплошным наваждением.
Не надо говорить, кому живется весело на этом
вокзале.
Хуже всего приходится тем, кто пытается вспомнить,
а был ли ребенок, откуда и зачем здесь оказался.
Хуже, потому что пока они вспоминают, не всегда
успевают приноровиться к вокзальной суете. Обычно удача
сопутствует тем, кто особенно и не спешит уезжать, а больше
"крутится", чтобы лучше обосноваться здесь. А
кто прав, на вокзале об этом никто не скажет. Это познается
ценой жизни, по наитию.
Но рано или поздно уезжает каждый, и все уезжают
одинаково. Каково им там, никто не знает. А сказкам мало
кто верит. К тому же материализм утверждает, что уезжать
некуда. Все здесь, и, кроме вокзала, ничего другого нет.
Никаких других городов и миров. И нечего тут думать: ребенка
не было, ясно!
Вокзал рано или поздно отучает и думать. Остаются
лишь привычки. Однако люди есть люди. Любопытство ли обезьянье,
или человеческая любознательность, каждого из них хоть единожды
в течение жизни что-то подталкивает подумать:
- Хорошо, люди рождаются из совокупления,
всю жизнь совокупляются и умирают, когда не могут совокупляться.
Но зачем все это? Какой в этом смысл?
Поэтому и для думающих, и для тех, кто так
и не удосуживается подумать, вопрос "как жить"
является роковым.
Если согласно идее, то какой?
Если согласно обстоятельствам, то каким?
И каким путем идти: своим, или тем, на который
кто-то за спиной подталкивает? Создать свою программу, или
функционировать, как компьютер, по сработанной кем-то программе?
В конце концов, возникает каверзный вопрос:
кто я, человек или живой компьютер? В чем мое призвание?
Моя роль в жизни? Самостоятельно я создаю свои обстоятельства,
или от меня ничего не зависит?
Но, согласно даже тому же непонятно наивному
материализму, я есть то, что я делаю.
Если жизнь - это борьба, то я - борец, и моя
участь - бороться, чтобы пасть жертвой обстоятельств или
выйти из сражения победителем.
Если жизнь - это обстоятельства, которые складываются
вокруг меня, то я - тоже обстоятельство, примыкающее к ним
и растворяющееся в них. Так теряется Я и остается пешка
или зомби, независимо от социального положения...
Много еще можно рассматривать различных вариантов
и жизненных концепций. И все равно я буду тем, что я выбираю
и делаю.
Но вот если жизнь - это Я, то нужно сначала
разобраться в себе: и не только "от сих до сих",
но и включая "до и после", что только можно узнать
на свете. Разобраться в целом, глобально. И, конечно, самостоятельно
- потому что никто и ничто за меня это не сделает. Все -
среда, люди, обстоятельства, весь этот вокзал - может быть
только в помощь, если у меня достанет ума воспользоваться
этой помощью.
Как бы себя не утешал и не обманывал, оглядывая
людскую толпу вокруг, на вокзале жизни я одинок, как все.
Перед жизнью все одиноки, она уникальна и
индивидуальна. Каждый проживает ее наедине. Но как, вот
в чем вопрос...
А.П.Волжанин (Золотые Ворота. №5. Февраль
1998 - с.6)