Дорогие читатели! Сегодня мы начинаем еще один большой и важный разговор о том, как ориентироваться в реальности в это сложное время. Касается это того, что мы все с вами называем «ЖИЗНЬЮ». В качестве наглядного практического примера мы будем опираться на спектакли Народного театра драмы ДКЖ в Екатеринбурге, объединенные в трилогию военного времени «РАДИ ЖИЗНИ» (см. http://rzdrama.ru/repertuar.php). Почему именно на такой пример? Чтобы лучше понять и прочувствовать, что есть Жизнь и что ее не бывает без сильных чувств и глубоких переживаний. И если кто избегает этих состояний и размышлений, то он избегает человеческого пути, избегает быть человеком! Но давайте по порядку, с самого начала. От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ
О ЖИЗНИ, как показывают наблюдения за окружающими, сегодня очень и очень трудно разговаривать. И что это такое – ЖИТЬ, каждый сегодня понимает по-своему. В процессе беседы суть постоянно ускользает, исчезает за подменами и второстепенными нюансами. Поэтому сначала уместно договориться с читателем, о чем речь на самом деле, а потом перейти к основному.
Давайте для начала разберемся с понятиями. Иначе можем не услышать друг друга. |
…Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей совсем будто другое существо и с другою природой… (Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. 1880г.)
Вот наступил ноябрь, и самое время обратиться к «ноябрьской» тематике. В этом году в ноябре мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. И в ноябре же он дописал свой последний роман «Братья Карамазовы», в котором подняты сложнейшие вопросы человеческого бытия - от «слезинки ребенка», противопоставленной современной технократической цивилизации, до осмысления Бога, от которого эта хваленая «прогрессирующая» цивилизация, с подачи авторитетных «выразителей интересов» чьих-то, типа К.Маркса, Ф.Ницше и З.Фрейда, решила в XIX веке отказаться. |
- Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели... (Из кинофильма «Кин-дза-дза», 1986)
35-летнему юбилею фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» посвящается
У КАЖДОГО СВОЙ ГЛОБУС?
Людей долго учили мыслить «линейно» (или «плоско», как вариант). И чтобы до предписанной или заданной границы, которую нельзя преступать. Это такая вот дрессировка послушания во всём в изолированной от живого Космоса технократической цивилизации. В Европе для этого придумали даже «правильный» язык науки – латынь, на котором предписывали писать научные трактаты и прочее. А еще из всех логик популяризировали формальную логику, как самую простую и доступную. Из всех геометрий – эвклидову. Даже не объясняя, что в большой многомерной реальности эвклидова геометрия - это лишь частный случай, можно сказать, на плоскости (для выработки «плоского мышления»), чтобы послушники были уверены в невозможности сойти за пределы заданной между двумя точками прямой. Далее то же самое с другими науками, как, например, в лингвистике описание человеческой речи свели к «знаковой системе». |
ИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ:
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца…
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. |
(О схемах обмана планетарного масштаба)
Поговорим кратко, почти тезисно, о схемах грандиозного масштаба обмана людей со стороны технократической цивилизации. Кратко и схематично – потому что людей обманывают во всех сферах уже давно, многие века настолько, что В СОЗНАНИИ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ ДОВОЛЬНО ИСКАЖЕННАЯ КАРТИНА РЕАЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА КОТОРУЮ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕПРАВИЛЬНО, ВО ВРЕД СЕБЕ И ПРИРОДЕ ВОКРУГ. А еще кратко, потому что о том, каким образом обманываются люди в той или иной сфере общественной жизни, можно писать многотомные аналитические расследования. Таких сфер можно выделить и описать много. И получится большая библиотека книг про обманутое человечество. Поэтому и попробуем лишь вкратце, в размере небольшой статьи, на каком-нибудь отдельном примере - допустим, на современной гипертрофированно раздутой теме «искусственного интеллекта» - набросать схему и увидеть, КАК И ЗАЧЕМ ОБМАНЫВАЮТ ЛЮДЕЙ в масштабе всего мира? |
Предваряя этот материал, подготовленный в День памяти и скорби – 22 июня, в день печальной даты начала Великой Отечественной войны 80 лет назад, приведем из него такую цитату:
«…Будут такие, кто проскочит через буквы и слова этого письма в поиске какой-то своей информации и даже не заметит нашего обращения к их сердцам, к их душам. Но все равно напишем. Напишем в надежде, что найдется хоть один читатель, который поймет и сделает верные выводы для Жизни…»
От редакции
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Посвящается Дню памяти и скорби – 22 июня.
На следующий день после войны. Вот напишешь эти слова и задумаешься. Глубоко задумаешься, насколько научен и способен мыслить. Ситуация на самом деле не простая, а очень и очень сложная. С одной стороны, так хочется, чтобы это было правдой, чтобы не было войны! С другой же стороны, а закончилась ли война и о какой войне идет речь в каждом конкретном случае?
Начнем с того, что на виду и что понятно. На самом деле, ведь и писать-то об этом не просто. Даже если пока ничего не говорить об уровне информированности и знаний, подцензурности и засекреченности той или иной информации, даже писать вообще – это ведь тоже не только буквы знакомые рисовать, а гораздо больше. Наверное, еще со школьных уроков кто-то из старших помнит пример, который приводили из книжек многие учителя. Это о загадочной фразе «казнить нельзя помиловать», как еще одном признаке того, в какую «военную» эпоху мы с вами живем, раз даже примеры такие приводятся, когда нам постоянно и отовсюду напоминают о войне и смертях. Видимо, на таком вот примере школьникам хотели показывать, насколько жизненно важна даже поставленная к месту запятая. И насколько важно быть грамотным, насколько важна общая грамотность людей, чтобы передавать мысль друг другу на достаточном для понимания уровне. |
Еще Джордж Оруэлл, автор знаменитой антиутопии «1984-й», в которой подвергается критике «тоталитарное фашистское будущее», замечает сходство произведения Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» с произведением Евгения Замятина 1920 года «МЫ». Сами понимаете, написав о романе Олдоса Хаксли в прошлом номере, логично, что предстоит написать и о романе Евгения Замятина «МЫ», что, собственно, мы вам и предлагаем здесь. Но, если вы еще не знакомы с нашей статьей о романе Олдоса Хаксли «Какой он, «Дивный новый мир»?», предлагаем начать с нее в майском номере «ЗОВУ РИТМ» 2021 года. А потом те, кто не очень любит читать, могут посмотреть германскую экранизацию Е.Замятина 1982 года (режиссер Войтех Ясны). Сейчас готовится к выходу российский фильм режиссера Гамлета Дульяна. Видимо, нам явно что-то еще хотят сообщить в дни пандемии и цифровизации по всему миру.
От редакции
ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД
Да, роману Евгения Замятина сто лет. Поэтому можно сказать, что мы с вами ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД о том, чем грозит машинная цивилизация, тоталитарный порядок существования, централизованное навязывание стандартного «счастья» и принудительная операция по стерилизации мышления. Об этом произведении написано много. И, пожалуй, получится у нас скорее обзор материалов, а не наша статья, хотя предложим, в заключение, и свое мнение.
Наверное, будет целесообразно начать с цитаты из рецензии Джорджа Оруэлла о романе Е.Замятина «Мы» (1920), опубликованной ровно 75 лет назад, в 1946 году: |
Посвящается 15-летнему юбилею фантастического романа уральского писателя Владислава Крапивина «Ампула Грина» 2006 года
Ко Дню памяти о Великой Отечественной войне - 22 июня
Мы сегодня живем в мире одичавших, дремучих «машинопоклонников»!..
Именно такая мысль приходит, когда просматриваешь сегодня новости в СМИ. То, что мы в этом материале начинаем с информации на середину июня 2021 года, в свете наблюдаемых тенденций, не играет особой роли. Потому что текущая информация может устареть или поменяться, и завтра появятся другие факты и цифры, статьи и сообщения, а тенденции вряд ли изменятся. Ведь глобальные цивилизационные процессы довольно инертны, о них говорили, как вы дальше убедитесь по цитатам, еще почти с середины ХХ века. Прошло полвека. И негативные прогнозы в отдельных сферах общественной жизни сбываются.
Современная технократическая цивилизация, словно неуправляемый «пьяный корабль» (по образу Артюра Рембо или в песне Павла Кашина), медленно ли, быстро ли, но вползает в мир «безумной фантастики», от которой предостерегали еще в ХХ веке (Ведь сегодня не только наши публикации вновь напоминают о таких знаменательных для своего времени произведениях, как «Мы» Е.Замятина, «Дивный новый мир» О.Хаксли и «1984» Д.Оруэлла). Только вот ощущение такое, будто мы с вами присутствуем не на торжествах технического прогресса, а наоборот, наблюдаем заключительные эпизоды яростно сопротивляющейся, но неминуемо уходящей с исторической арены противоестественной цивилизации, в которой техника ценится больше человеческой жизни. |
В этом году исполняется 45-летний юбилей рассказа «ВЕТЕРАН», созданного в 1976 году известным писателем-фронтовиком Борисом Васильевым (1924 – 2013). К тому же писатель родился в Смоленске 21 мая, поэтому самое место для материала о рассказе «Ветеран» и писателе Б.Васильеве как раз в майском номере.
Рассказ «Ветеран» можно прочитать в книге Бориса Васильева "Завтра была война". Или можно прослушать аудиоверсию https://youtu.be/mABK9RvierY (читает народная артистка Инна Макарова). Есть и театральные постановки, одну из которых можно найти на Ютубе по ссылке https://youtu.be/4o5muEgNUr8 .
А в Екатеринбурге в Народном Театре Драмы ДК Железнодорожников (http://rzdrama.ru) с 2021 года идет спектакль «Ветеран» по одноименному рассказу Бориса Васильева в постановке режиссера О.В.Петровой. См. афишу и выберите удобное время для просмотра!
От редакции
|
Если умный попал к глупцам, то там он не станет правителем.
Олдос Хаксли
В эпиграф вынесены слова знаменитого писателя Олдоса Хаксли (1894 - 1963), автора антиутопического сатирического романа «О дивный новый мир» (или «Прекрасный новый мир»), опубликованного в 1932 году. Кстати, любопытный такой факт есть. Когда Олдос Хаксли одно время работал в колледже преподавателем, у него учился тот самый, кто потом под псевдонимом Джордж Оруэлл (1903 - 1950) опубликовал в 1949 году очень известную в мире антиутопию «1984». Еще Джордж Оруэлл потом, когда вышел в свет «О дивный новый мир», упрекал Олдоса Хаксли в том, что очень многое в нем позаимствовано из романа Евгения Замятина «Мы» (1920), хотя О.Хаксли утверждал, что до своего романа понятия не имел о существовании произведения Е.Замятина. А что касается слов эпиграфа, то они больше не о том, что умный одинок и его ум не востребован обществом, а больше о том, что деградирующее общество обречено. Да и в этой статье мы намерены больше рассуждать о том, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ЗАВТРА, а не анализировать произведения фантастов. Это произведение в данном случае – лишь материал, от которого мы отталкиваемся.
Но на Западе, видимо, считают иначе. Иначе не стали бы вновь и вновь предлагать людям экранизации романа «О дивный новый мир». Как известно, экранизации выходили в США в 1980-м году (режиссёр Берт Бринкерхофф) и 1998-м году (режиссёров Лесли Либман и Ларри Уильямса). Экранизация приблизительная, можно сказать, по мотивам, потому что есть отличия от оригинала, сюжет фильма переносит действие романа ближе к современности. Однако летом 2020 года людям вновь напомнили об этом произведении и в эфир запустили американский телесериал. Видимо, собирались надолго привлечь внимание людей, только что-то пошло не так и сериал после 1-го сезона был закрыт.
|
|
Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 7 > >> {block_attr} |