Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Серия "Забытые легенды о происхождении
людей"
Легенда
о Цивисе и Сапенсе
В некотором царстве в некотором государстве
в стародавние времена могучего Хомоса жили-были два его
сына, два дружных, но разных по нраву брата. Старшего звали
Сапенс, младшего Цивис. Получив наследство своего отца Хомоса,
они разделили царство по справедливости и равности и стали
править каждый по-своему. С тех пор и пошло у них все врозь.
Дошедшая до нас легенда о многом умалчивает.
Потому что в любой легенде в первую очередь теряется непонятное
и передается пока еще понятное. И каждый передающий в меру
своего ума переделывает и приукрашивает легенду. Вот что
нам, в результате, и досталось из тьмы веков.
Нам мало что известно о Сапенсе, кроме того,
что он свято чтил отцовские традиции и держал хозяйство
силою мысли. Это называлось "волшебством", от
слова "воля", равнозначного "силе".
А такие мыслители назывались "волшебниками". Это
было трудно - все приводить в движение мыслью, но труды
приносили немалые плоды. Им удавалось поддерживать жизнь
во всем живом, что было создано их отцом Хомосом. От таких
трудов сила мысли не убывала, а только росла. Потому что
чем больше вкладываешь в живое творение, тем больше и отдача.
Каждый вклад в живое начинает расти самостоятельно. С тех
пор так много воды утекло и так далеко разошлись заложенные
братьями пути, что и не стало возможности попасть в эту
землю. Люди уже не помнят, что некогда единственным орудием
труда была мысль. Люди забыли дорогу в земли Сапенса и помнят
только невнятные слова "хомо" да "сапиенс",
которые переводят как "человек разумный", но не
понимают, ЧТО за этим кроется. В конце концов, люди ничтоже
сумняшеся стали так называть всех, кто с виду похож на них
самих.
А Цивис, хотя и был поначалу не менее могучим
волшебником мысли, чем Сапенс, все же склонен был тратить
на это меньше усилий. Было ли это бережливостью или, наоборот,
скаредностью, или все шло от какого-то родового изъяна или
простой лености, которое тогда понималось как болезнь и
лечилось? Это уже не дано выяснить. Да и сами люди всегда
давали обманкам красивые названия. Так и Цивис свой каприз
и свое отличие от брата называл новшеством, вроде современной
"моды", а иногда даже внушительным красивым словом
- прогресс.
Сначала он просто между делом облекал мысли
в механические игрушки. Это было так забавно смотреть, как
механическая (неживая) игрушка сама по себе, без усилия
мысли, выделывает всякие фокусы. Затем попробовал делать
всякие механические приспособления и руками. А местами он
даже насовсем отпускал мысль на волю, заменяя ее механическим
подобием, как бы орудием труда для механических действий.
Рычаг, колесо и бумеранг были лишь самыми невинными среди
сотен его изобретений. Цивису нравилось не прилагать мысленных
усилий для подъема бревна или огромного каменного блока,
а использовать для этого систему шарниров и поиграть мускулами,
натягивая веревки. А мысли при этом были свободны и витали
где-то далеко-далеко. Интересно было что-то делать одновременно:
здесь - руками, где-то вдалеке - силою мысли. Называлось
это сочетание гармонией тела и духа.
Но что для него было забавой, для его детей
и внуков послабее умом стало образом жизнедеятельности.
Чем более они утрачивали отцовскую силу мысли и знания предков,
тем более заменяли их механизмами. Так и повелось в царстве
Цивиса, которое по имени славного предка называли Цивилизацией.
Наследники Цивиса были не такими уж глупыми, они достаточно
чувствовали, что все больше и больше теряют силу мысли и
поэтому стремились сберечь угасающую мысль, но делали это,
разумеется, так, как уже привыкли делать: старались меньше
думать, а мысли заменять где только возможно механическими
приспособлениями. А еще старались запечатлеть знания словами
и другими многообразными знаковыми системами на разнообразных
носителях и хранителях информации, которую каждое последующее
поколение понимало все хуже и искажало все больше. Думали
уже только для того, чтобы изобрести что-нибудь такое, что
позволяло бы меньше думать и меньше напрягать мысль. А там,
где нельзя было использовать предметы, использовали механические
"мысли", которые следовало заучивать и помнить
- всякие порядки, законы, правила, уставы, права… Например,
руководящими правилами жизни так уж постепенно и незаметно
стали: 1) закон минимальных усилий и сохранения энергии,
2) закон накопления запасов на случай истощения ресурсов,
3) право владения собственностью…
Население Цивилизации постепенно физически
и мысленно мельчало, зато набирало телесную массу. Катастрофически
сокращалась продолжительность жизни. В результате сработал
биологический закон сохранения вида - невиданное ускорение
процессов размножения для поддержания необходимого количества
и невиданные по масштабам неразбериха и самоистребление.
Там, где раньше мысленно управлялись двое, теперь физически
и умственно трудились с утра до ночи тысячи слабых голов
с неразвитыми конечностями. Все это требовало создания посреднической
функции по организации и упорядочению труда многочисленных
рабочих. Так возникло государство для формального общественного
управления процессами производства и воспроизводства, обмена
и распределения…
Так, по мере упрощения мыслительных способностей
всего вида, усложнялись внешние процессы и взаимосвязи,
названные социально-экономическими и политическими. Изменился
незаметно ход вещей. Другой стала природа среды обитания.
Вся история цивилизации превратилась в жестокую борьбу за
выживание и освобождение от проблем. Комок проблем и противоречий
нарастал лавинообразно и стал сплошной самовоспроизводящейся
проблемной средой. Слабая мысль уже не владела ситуацией…
Некогда Цивис, забавляясь своими механическими
игрушками, думал, что, возможно, нашел новый путь и превзошел
своего родителя Хомоса, но он не стал внедрять свою механику
повсеместно. Потому что он все-таки был мудрым и сильным
мыслителем, подобных которому впоследствии слабосильные
прозвали волшебниками. А его слабеющих мыслью потомков к
этому принуждала уже необходимость. Цивис и не предполагал,
что его забавы через многие поколения обернутся вырождением
силы мысли его потомков, которые окажутся в полной зависимости
от непомерно разбухшей механической системы жизнеобеспечения,
которая теперь гордо именовалась технико-технологической
цивилизацией, а любое ее шевеление и отрыжка - научно-техническим
прогрессом.
Но пленники цивилизации еще не поняли, что
цивилизация - это тупик. И сомнительно, что поймут, потому
что они давно стали неотъемлемой частью и продуктом цивилизации.
Все их органы восприятия и действия приспособлены только
для взаимодействия с цивилизованной средой. Все остальные
сигналы - шум и помехи. Как продукт цивилизации, они даже
не в состоянии мыслить себя вне цивилизации. А чтобы увидеть
тупиковость цивилизации, надо обладать практически невероятной
для современности широтой и глубиной мысли, мысленно выйти
за пределы цивилизации, сравнить цивилизацию с альтернативными
путями. А изнутри цивилизации альтернативу не увидишь, как
в лесу не увидишь леса: в лесу видятся только деревья и
всякая другая живность. Вот они, эти "хомо цивис"
("люди цивилизации") и обречены угасать и исчезать
вместе с породившей их цивилизацией. Исчезать незаметно,
с непоколебимой верой во спасение страждущих! Есть у них
такая технология самообмана и самоутешения...
А что же Сапенс? Он не раз в свое время предостерегал
Цивиса от последствий опасных игр с неживыми вещами и приходил
на помощь своему брату, когда это требовалось. Куда и как
дальше развивалось царство Сапенса ("царство разума"),
об этом трудно судить и рассказывать на языке Цивиса и представлениями
цивилизации: для многого в том царстве нет даже близких
сравнений. Приходили на помощь людям цивилизации и потомки
Сапенса. Им, владеющим прежней силой мысли, несложно было
попасть в царство Цивиса, но сложно было вернуться обратно
на родину: потому что в царстве Цивиса вся среда до такой
степени разрушилась и испортилась, что нельзя было найти
проходы, и здесь посланцы Сапенса почти совсем теряли свои
способности. Поэтому многие, приходя, тут навсегда и оставались
со своей благородной миссией любви и помощи посреди людей
цивилизации. Но чем дальше прогрессировала цивилизация и
спешила к своему упадку, тем менее они были понятны разучившимся
мыслить и творить мыслью людям механической, а затем технико-технологической
современной цивилизации…
Спасение утопающих никогда не было делом утопающих.
Утонувшие при жизни всегда высмеивали спасателей. Людям
цивилизации уже давным-давно дана вся нужная информация,
но они также давно все исказили и перепутали. Утопающие
настолько легкомысленны, что только перед неминуемой близкой
гибелью видят свой ужасный конец и не в состоянии своей
слабой мыслью предвидеть даже на пару ходов вперед.
Поэтому ни одна цивилизация, сколько бы ни
повторялась эта трагедия, себя не спасала и уходила с исторической
арены весьма плачевно и драматически. И всегда в недрах
любой цивилизации действовали отряды спасателей, которые
в годины катастроф хранили и провожали в будущее очаги и
группы достойных продолжения жизни на земле. Но каждый раз
даже достойные, сознательно или бессознательно, проносили
в будущее не только наследие Сапенса, но и бессмертные идеи
Цивиса. Потому что генетическое наследие Цивиса в спасенных
людях так сильно, что на каждом витке и этапе развития Хомоса
так и не удавалось уберечь их от гибельного пути.
Может быть, есть в этом вина и ошибка не только
Цивиса и Сапенса, но и самого Хомоса? Но об этом дошедшая
до нас легенда умалчивает.
(записано 2002г. - ЦСкА.)