ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ПУБЛИКАЦИИ ПО МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

Китайские церемонии с алкоголем

 

... "Мне говорили, что вино
святые пили без конца.
Что чарка крепкого вина
была отрадой мудреца.
Но коль святые мудрецы
всегда любили пить вино,
зачем стремиться в небеса?
Мы здесь напьемся все равно!"

Эти строки столь же известны в Китае, как у нас пушкинские "Буря мглою небо кроет". Они начертаны в восьмом веке кистью Ли Бо, которого считают самой яркой звездой на китайском поэтическом небосводе... Вряд ли есть еще в мире народ, который придавал бы этикету столь большое значение, как китайцы. Со времен Конфуция или больше 25 веков "китайские церемонии" служат доминирующей чертой национального характера.

Причем как и у других народов, алкоголь с глубокой древности выполнял у китайцев социальную функцию, придавая торжественность обрядам и помогая людям находить общий язык. По представлениям китайцев, пригубить с кем-то вино из одной чаши - значит установить "общение душ". При свадебном обряде жениху и невесте подносят два кубка. Они пригубляют вино, меняются бокалами и делают еще по глотку. Когда под новый год глава семьи хочет помянуть души предков, он тоже отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее на алтарь перед табличкой с именами покойных.

Тут необходимо уточнить, что китайский иероглиф "Цзю" означает алкогольные напитки вообще, причем в китайской трактовке этого понятия. Поэтому переводить "Цзю" как вино или как водка можно лишь условно. У самих китайцев принято делить алкогольные напитки на 5 категорий.

Первый тип "Шаосин-Цзю", то есть шаосинское рисовое вино, похожее на японское сакэ, но не бесцветное, а золотистое. Второй тип "Маотай-Цзю" - рисовые водки. Третий тип - "Эрготоу" - общедоступные крепкие напитки из гаоляна, чумизы, кукурузы - то, что наши дальневосточники называют "Ханжа". Четвертый тип - "Путао-Цзю", то есть виноградное вино. Наконец, пятый тип - "Пи-Цзю" или пиво.

В стихах поэтов и в изречениях философов древности речь идет о первом типе алкогольных напитков. Именно шаосинское вино и его аналоги используются во время различных торжественных ритуалов. Как и сакэ, шаосинское вино принято пить подогретым.

Хотя шаосинское вино по-прежнему считается наиболее подходящим напитком для праздничного китайского стола, после образования КНР на правительственных банкетах стали подавать Маотай. Когда-то этой рисовой водке из провинции Гуйчжоу отдавали предпочтение Мао Цзедун и Чжоу Эньлай. Поэтому ее престиж, а значит цена непомерно возросли до 75 долларов за бутылку. Участились случаи подделки с использованием фирменных керамических бутылок. Пришлось принять чрезвычайные меры. Один из производителей фальшивого Маотая был приговорен к расстрелу "за мошенничество в особо крупных размерах и умышленные нарушения технологии производства пищевых продуктов".

Близкие цветы. фотосерия А.Матвийчука

Теперь в деловом мире стало модно потчевать партнеров французскими коньяками. Наибольшим спросом у "новых китайцев" пользуются дорогие марочные коньяки по 100 долларов и больше за бутылку, что превышает месячный заработок местного рабочего. По потреблению коньяка "Мартель" Китай вышел на первое место в мире, опередив Западную Европу, Северную Америку и Японию. Китай ежегодно импортирует около 4 миллионов бутылок "Мартеля". И платит за это гораздо больше, чем выручает от экспорта своих алкогольных напитков. Как прежде Маотай, марочный коньяк должен убедить гостей, во-первых, в состоятельности хозяина, а во-вторых, в серьезности его намерений.

(Всеволод Овчинников. Китайские церемонии с алкоголем.
Пекин - Рос.газета, 10 ноября 1995г. - с.31..
)

• • •

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru