Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Китайские
церемонии с алкоголем
... "Мне говорили, что вино
святые пили без конца.
Что чарка крепкого вина
была отрадой мудреца.
Но коль святые мудрецы
всегда любили пить вино,
зачем стремиться в небеса?
Мы здесь напьемся все равно!"
Эти строки столь же известны в Китае, как
у нас пушкинские "Буря мглою небо кроет". Они
начертаны в восьмом веке кистью Ли Бо, которого считают
самой яркой звездой на китайском поэтическом небосводе...
Вряд ли есть еще в мире народ, который придавал бы этикету
столь большое значение, как китайцы. Со времен Конфуция
или больше 25 веков "китайские церемонии" служат
доминирующей чертой национального характера.
Причем как и у других народов, алкоголь с
глубокой древности выполнял у китайцев социальную функцию,
придавая торжественность обрядам и помогая людям находить
общий язык. По представлениям китайцев, пригубить с кем-то
вино из одной чаши - значит установить "общение душ".
При свадебном обряде жениху и невесте подносят два кубка.
Они пригубляют вино, меняются бокалами и делают еще по глотку.
Когда под новый год глава семьи хочет помянуть души предков,
он тоже отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее на
алтарь перед табличкой с именами покойных.
Тут необходимо уточнить, что китайский иероглиф
"Цзю" означает алкогольные напитки вообще, причем
в китайской трактовке этого понятия. Поэтому переводить
"Цзю" как вино или как водка можно лишь условно.
У самих китайцев принято делить алкогольные напитки на 5
категорий.
Первый тип "Шаосин-Цзю", то есть
шаосинское рисовое вино, похожее на японское сакэ, но не
бесцветное, а золотистое. Второй тип "Маотай-Цзю"
- рисовые водки. Третий тип - "Эрготоу" - общедоступные
крепкие напитки из гаоляна, чумизы, кукурузы - то, что наши
дальневосточники называют "Ханжа". Четвертый тип
- "Путао-Цзю", то есть виноградное вино. Наконец,
пятый тип - "Пи-Цзю" или пиво.
В стихах поэтов и в изречениях философов древности
речь идет о первом типе алкогольных напитков. Именно шаосинское
вино и его аналоги используются во время различных торжественных
ритуалов. Как и сакэ, шаосинское вино принято пить подогретым.
Хотя шаосинское вино по-прежнему считается
наиболее подходящим напитком для праздничного китайского
стола, после образования КНР на правительственных банкетах
стали подавать Маотай. Когда-то этой рисовой водке из провинции
Гуйчжоу отдавали предпочтение Мао Цзедун и Чжоу Эньлай.
Поэтому ее престиж, а значит цена непомерно возросли до
75 долларов за бутылку. Участились случаи подделки с использованием
фирменных керамических бутылок. Пришлось принять чрезвычайные
меры. Один из производителей фальшивого Маотая был приговорен
к расстрелу "за мошенничество в особо крупных размерах
и умышленные нарушения технологии производства пищевых продуктов".
Теперь в деловом мире стало модно потчевать
партнеров французскими коньяками. Наибольшим спросом у "новых
китайцев" пользуются дорогие марочные коньяки по 100
долларов и больше за бутылку, что превышает месячный заработок
местного рабочего. По потреблению коньяка "Мартель"
Китай вышел на первое место в мире, опередив Западную Европу,
Северную Америку и Японию. Китай ежегодно импортирует около
4 миллионов бутылок "Мартеля". И платит за это
гораздо больше, чем выручает от экспорта своих алкогольных
напитков. Как прежде Маотай, марочный коньяк должен убедить
гостей, во-первых, в состоятельности хозяина, а во-вторых,
в серьезности его намерений.
(Всеволод Овчинников. Китайские церемонии
с алкоголем.
Пекин - Рос.газета, 10 ноября 1995г. - с.31..)