ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

ОТКРОВЕНИЯ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГОРЫ

 

Убежден: буквально все на Вознесенской горе (Екатеринбург) - знамение происходящего с нами во времени.

Прежде всего, именно здесь удивительным образом переплелись судьба самого российского царского дома и судьбы декабристов - тех, кто первыми в нашей стране, желая улучшить условия жизни простого народа, строили и обсуждали планы цареубийства. Буквально в нескольких десятках метров от последнего пристанища Николая Второго и его близких располагается сейчас мемориальная доска на месте остановки декабристов по пути на каторгу и ссылку в Сибирь. Их дорога по Екатеринбургу лежала совсем близко с тем местом, где почти столетие спустя был убит последний русский царь.

Под Вознесенской горой вырос новый храм - храм на крови. - фото А.В.Дашкова

Вознесенская гора - безусловно святое для россиян место. В традициях русского народа придавать большое значение толкованию происходящего в этих местах относительно сторон света, когда путь к Богу выражается движением с Запада на Восток, течение жизни - движением с Юга на Север и т.д. С этой точки зрения, весьма примечательным кажется тот факт, что западная граница Вознесенской горы проходит по улице Толмачева. Один из руководителей борьбы за Советскую власть на Урале, Николай Гурьевич Толмачев был членом Уральского исполкома и активно участвовал в принятии решения об убийстве царской семьи с последующим уничтожением останков. Именно с улицы Толмачева начинается подъем с Запада на Восток, проходящий мимо места расстрела последнего русского царя и его близких.

Во-вторых, присмотримся к архитектуре Вознесенской церкви. Западный фасад Вознесенского храма, который царь Николай Второй, его близкие и домочадцы видели из окна своего последнего пристанища, воспроизводит фасад древнерусского храма, с той лишь разницей, что место купола занимает колокольня. Если главную идею русского храма можно трактовать как модель мира (мироздание), то колокольню часто трактуют как символ времени. Идущий с Запада в храм человек вполне может прочесть главную идею этого здания, как обращение к нему: “Все, что видишь в окружающем храм пространстве, есть символ того, что происходит с вами, людьми, во времени вашей жизни!” Любого человека, знакомого с историей строительства этого храма, поражает тот факт, что он строился на протяжении трех веков - с восемнадцатого до начала двадцатого. Кажется, что строительство этой церкви предназначалось на день и час, уготованный свыше.

А теперь мысленно обратимся к современному памятнику - памятнику Уральскому комсомолу. Сейчас многие находят его расположение на пути от храма к покаянному кресту абсурдным. Но давайте вспомним, что произошло на Вознесенской горе за последние 15 лет. Жители города помнят, как существенно изменилась Вознесенская гора с момента сноса Ипатьевского дома. Сразу после этого начались работы по понижению проезжей части улицы по имени Карла Либкнехта. В результате, почти у самого подножия памятнику Уральскому комсомолу разверзлась пропасть. Чугунные юноша и девушка стали олицетворением облика людей, выросших при советской власти: как бы отошедших от храма и оказавшихся на краю пропасти. После понижения проезжей части на горе появились две террасы: нижняя, где сейчас находится покаянный крест, и верхняя, на которой располагаются Вознесенская церковь и Дворец школьников. Еще совсем недавно человек, находящийся у покаянного креста, мог по подземному переходу подняться на верхнюю террасу.

Теперь этот переход закрыт, и судя по тому, что в верхней его части уютно расположился коммерческий магазин, - надолго. Но не является ли это символическим указанием на то, что духовные каналы, соединяющие Россию в наш, конкретный период истории, с высшими, духовными мирами, закрылись?

На южном краю площадки, у покаян-ного креста, распо-ложена часовня, построенная во имя Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, убитой в Алапаевске примерно в одно время с убийством Николая Второго. Известно, что тело этой женщины в годы гражданской войны было вывезено в Шанхай и оттуда перевезено в Иерусалим, где погребено на западном склоне Масляничной горы, почитающейся христианами всего мира за место Вознесения Спасителя. Если расположение погребения Елизаветы Федоровны относительно места Вознесения Христа на Масляничной горе в Иерусалиме мы сравним с расположением часовни во имя Елизаветы Федоровны Романовой относительно церкви Вознесения Господня на Вознесенской горе в Екатеринбурге, мы будем вынуждены признать абсолютное соответствие одного другому.

Вернемся к той ситуации, которая возникла на Вознесенской горе после понижения дорожной части улицы имени Карла Либкнехта. В результате этих работ на вершину горы была как бы водружена еще одна гора. Поскольку именно на этой горе в наше время находится действующий храм, верхнюю террасу Вознесенской горы можно назвать и Храмовой горой. Человеку, стоящему у покаянного креста, открывается вид на западный склон Храмовой горы: рустованные каменные глыбы воссоздают образ, знакомый многим археологам-античникам. Именно такими по способу отделки глыбами во времена Иисуса были облицованы все строения на Храмовой горе в Иерусалиме, в том числе и ее Западная стена - место, куда потом в течение многих веков стекались толпы верующих евреев.

Ощущение присутствия против покаянного креста образа национальной святыни еврейского народа еще более усиливает вход в тоннель, выполнявший роль перехода с нижней террасы на верхнюю, теперь закрытый.

Появление образа Стены Плача над местом расстрела русского царя не противоречит глубинной логике осмысления христианами своих ценностей. Стена Плача в Иерусалиме, как западная стена Храмовой горы, находится как раз между Голгофой и Масляничной горою. На Вознесенской горе в Екатеринбурге мы наблюдаем совмещение Голгофы и западного склона Масляничной горы (Гефесимань). Прообразом Гефесимани на нашей Вознесенской горе становится пустырь, окружающий покаянный крест. Пустырь символизирует переживаемый нами момент истории. Это очевидно, если вспомнить тот факт, что место, где Иисус предрек Иерусалиму разрушение и гибель (Храм Плача Господня) находится на верхней террасе Гефесиманских садов.

В 1994 году небольшой участок железобетонного забора вокруг пустыря был разобран. Это событие, как, впрочем, и последующее строительство дощатого храма на месте расстрела царя кардинально ничего не меняет. На то, что духовное спасение России - дело вполне реальное, на Вознесенской горе указывает то обстоятельство, что ее верхнюю площадку составляют выходы редких минералов, в числе которых очень много халцедона. Этот минерал (его другое название - “халкедон”) в книге Откровения Нового Завета указан как третье основание Небесного града Иерусалима...

Весной 2000 года на западном склоне Вознесенской горы началась закладка фундамента храма над местом гибели последнего русского царя Романова. Место, где когда-то располагался Ипатьевский дом, вновь было окружено сплошным железобетонным забором. Мне кажется, что екатеринбуржцы, для которых библейская география остается “terra incognita”, пока еще не могут дать себе отчета в том, насколько ужасающим символом является железобетонный забор, скрывающий от глаз людей, находящихся на Вознесенской горе, место расстрела последнего российского императора. Лучшего символа черствости наших сердец, чем этот железобетонный забор, придумать трудно.

В январе 1999 года мне довелось проводить экскурсию моим знакомым из Израиля, у себя на родине занимающимся организацией экскурсионных поездок по стране. На Вознесенской горе их потрясло полное соответствие забора, окружившего место гибели Николая Второго, железобетонным заборам, в последнее время появившимся вокруг святынь различных мировых религий на территориях, контролируемых палестинской администрацией. Там такие заборы необходимы как мера безопасности и стали своего рода символами терроризма на Ближнем Востоке. Летом 1999 года пустырь на западном склоне Вознесенской горы был в большей своей части освобожден от мусора. При этом, однако, располагавшийся вокруг него железобетонный забор вплотную “придвинулся” к месту гибели последнего российского императора. Все это происходило накануне вспышки терроризма в нашей стране.

Трагическими событиями, которые никак нельзя было предугадать заранее, изобиловало и лето 2000 года, когда на месте Ипатьевского дома закладывался фундамент будущего большого храма. В те дни, когда терпела бедствие атомная подводная лодка “Курск” и принималось решение о канонизации Николая Второго и членов его семьи в числе других Святых и Новомучеников Российских, территория, на которой некогда располагался Ипатьевский дом, оставалась сокрытой от находящихся на Вознесенской горе людей за сплошным забором. Может быть, не будь этой преграды, недавней трагедии даже удалось бы избежать. Страшно подумать о том, что российские подводники могли оказаться своего рода искупительной жертвой из-за нашей духовной чертвости.

Думаю, что и сегодня Вознесенская гора продолжает “говорить наперед” о том, что в скором будущем произойдет с Россией. Может быть, наше сознательное вмешательство в происходящее здесь может повлиять на благоприятный исход событий?

(Александр Филимонов. Екатеринбург)

• • •

(опубликована в газете “Золотые Ворота”, №5, Февраль 1998 - с.5)

(новые редакции статьи - от 4 мая и 11 ноября 2000 года)

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru