ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

ЕКАТЕРИНБУРГ – ЖИВОЙ УЗЕЛ ИСТОРИИ

 

Впервые в отношении Екатеринбурга эти слова были сказаны в конце девятнадцатого века известным русским писателем Д.Н.Маминым-Сибиряком. История в те времена значительно чаще, чем в наши дни, воспринималась как бурное, динамичное развитие событий, а вовсе не как то, что было и прошло. Говоря о том, что наш город со времен возникновения крепости и завода вплоть до конца девятнадцатого столетия “остается живым узлом истории”, Д.Н.Мамин-Сибиряк имел, прежде всего, в виду, что в Екатеринбурге никогда не прекращалась бурная жизнедеятельность. Конец двадцатого века знаменуется окончательным утверждением философского восприятия истории, попытками понять смысл происходившего с нами на протяжении довольно длительного отрезка времени. Как в этом плане выглядит характеристика, данная “столице Урала” нашим выдающимся земляком?

Современные виды Екатеринбурга. фото Елены Коломиец

Во-первых, учтем, что в конце ХХ века история предстает весьма препротивной и скрытной дамой. Считается, что, где она действует наиболее активно, она стремится избавиться от свидетелей, уничтожает буквально все, что для последующих поколений могло бы стать “пищей для размышления”, разоблачало бы ее истинные цели и намерения. История зорко следит, чтобы ничего не оставалось из того, что являлось вещественным фоном событий (на милицейском языке - стремится к уничтожению вещественных улик). Места, в которых, благодаря дожившим до наших дней строениям и вещам - свидетелям прошлого, время как бы останавливается (какой-нибудь музей-усадьба), сохраняются, как правило, на “отшибе истории”.

В Екатеринбурге явно преобладает тенденция к уничтожению зданий и прочих сооружений, являвшихся действительным фоном разворачивавшихся событий, и к их замене памятными знаками – мемориальными табличками, скульптурными памятниками и обелисками - передающими отношение к реальным событиям людей, не принимавших в этих событиях непосредственного участия. Наиболее выдающимся в этом плане объектом предстает “исторический” сквер в центре города. Буквально за несколько лет до разбивки этого сквера был почти полностью уничтожен располагавшийся здесь старинный завод, а пустая территория, на которой еще совсем недавно стояли заводские корпуса, выстроенные в восемнадцатом – девятнадцатом веках, была объявлена одной из главных достопримечательностей города. Во всем мире нет лучшего “портрета” истории, чем монументы, появившиеся в 80-е годы с востока и с запада от плотины городского пруда и ограничивающие территорию так называемого “исторического” сквера. Три звена цепи (одно из них - “открыто” небу) символизируют историю, как связь прошлого, настоящего и будущего. Эти звенья так лихо “закручены” и прижаты друг к другу, что невольно, хотелось или нет скульпторам – творцам этого произведения искусства, вся скульптурная композиция, к тому же еще и дважды повторенная, приняла облик неприличной комбинации из пяти пальцев. Отнесемся к этому обстоятельству, так сказать, по-философски. Ведь, собственно говоря, что такое “узел”? Это место, где что-то пропадает, поглощенное своею собственной противоположностью, чтобы потом опять “всплыть” на поверхность. Имея это в виду, и, зная, какой у истории ее истинный характер, взглянем из нашего “теперь” на обстоятельства, связанные с возникновением Екатеринбурга. Казалось бы, что все, некогда свидетельствовавшее нам о тех временах, теперь безвозвратно утеряно. Но это не так, не будь наш город живым узлом истории! Многое из того, что появилось в те достославные времена на свет Божий, живет и здравствует поныне, но совершенно в другом качестве.

Вглядимся в карты-схемы Екатеринбурга 20-х и 30-х годов ХVШ века. На них очень четко выявляются изменения в границах крепости, возникшей вокруг только что отстроенного завода. Крепость, сначала прямоугольная в плане, затем вытягивается к западу и приобретает черты неправильного шестиугольника. Увеличение территории, огороженной городскими стенами, можно, по сравнению с современными размерами города, считать незначительным. Западная стена выдвинулась вперед метров на 50-60 – расстояние, которое прохожий, идущий по современной площади 1905 года, проходит за несколько секунд. Во второй половине ХVШ века на месте земляных стен города-крепости появились самые обычные улицы, обрастающие снаружи очень правильно спланированными кварталами жилых построек. Стены крепости Екатеринбург исчезли, чтобы потом никогда не появиться снова? Наоборот! Чтобы в ХХ веке, веке небоскребов и многоэтажек, возродиться в архитектурном ансамбле зданий, выстроенных в самом центре нашего города.

Особенно ярко то, как очертания крепостных стен просматриваются в архитектурном ансамбле зданий конца ХХ столетия, проявляется именно там, где в первые годы существования Екатеринбурга происходили наиболее существенные изменения в планировке жилых кварталов. Особенностями того, как выглядит в наши дни пересечение улиц Октябрьской, Антона Валека и Вайнера (в прошлом это северо-западный угол крепости Екатеринбург), определился как ансамбль здания, вместившего в себя магазины “Бриллиант” и “Книжный мир”, так и ансамбль дома, который (впервые в нашем городе) был построен в 1997 году согласно европейским стандартам. Восточный фасад этого дома как бы обрывается в пустоту.

Создается впечатление, что часть дома кем-то отрезана и похищена. Сверка со старыми планами города крепости показывает, что как раз по линии “обрыва” евродома в двадцатые годы ХVШ столетия проходила западная стена города-крепости, в то время как очертания северного и западного фасадов этого здания четко повторяют границы крепости Екатеринбург тридцатых годов того же века. Зная, что евродом стоит точно по крепостным стенам, отстроенным в первые годы существования нашего города, можно, гуляя во дворе евродома, вызвать в себе ощущение перемещения во времени.

Точно так же особенности планировки города-крепости Екатеринбург начала ХVШ века сказались на ансамбле жилого дома, выстроенного во второй половине 90-х годов ХХ века на пересечении улиц Московской и Челюскинцев. От евродома этот дом отделяет расстояние более одного километра, но в своих очертаниях оба эти здания отображают изменения в планировке крепости, произошедшие в тридцатые годы ХVШ столетия. Ничего удивительного в этом нет, поскольку по улицам Московская и Челюскинцев проходит граница Центрального жилого микрорайона – территории, соответствующей границам Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ веков. Вся эта территория как бы подстраивалась извне к стенам крепости тридцатых годов ХVШ столетия, вскоре ставшими обыкновенными улицами.

Желающие поглядеть в наше время на панораму крепости Екатеринбург начала ХVШ столетия могут запросто это сделать, поднявшись на ступеньки Дома правительства Свердловской области, возвышающегося посередине Октябрьской площади. Редкая возможность возвращения к корням истории, наличием которой вряд ли может похвастаться какой-нибудь другой город! Территория города-крепости отчетливо выделяется более высокими сооружениями в самом центре современного Екатеринбурга. От обзорной точки, которой является весьма высокое “крыльцо” перед Домом правительства области хорошо видно, как западную границу крепости (евродом), так и северную “стену” (часть квартала по улице Октябрьская на самом спуске к городскому пруду и улица Первомайская до ее пересечения с улицей Карла Либкнехта). Виднеющийся на горизонте западный фасад музыкального училища им. П.И.Чайковского (новое здание училища, построенное уже в 90-е годы ХХ столетия) располагается как раз по восточной границе крепости ХVШ века.

Из ансамблей современных зданий, выходящих на Октябрьскую площадь, крепость ХVШ века буквально “вылезает углами”, образуя в фасадах этих домов причудливые переходы и хитросплетения.

С тем, как, казалось бы, “канувшие в лета” обстоятельства, связанные с первыми годами жизни нашего города, воспроизводятся в конце ХХ века, я связываю одно из предположений, касающееся места расположения памятника основателям Екатеринбурга – Василию Татищеву и Вильяму Генину. Памятник был установлен и торжественно открыт в 1998 году, во время празднования 275-летия города. В начале ХVШ века место, где ныне стоит этот памятник, было западной окраиной площади, на которой располагался главный культовый объект ((крепости – завода)) – небольшая по размерам глинобитная часовня во имя Св.Екатерины. На плане крепости Екатеринбург 1737 года прямо на месте этого памятника находится сооружение, своими размерами точно укладывающееся в параметры постамента памятнику отцам-основателям города. В 1737 году по приказу В.Н.Татищева в нашем городе состоялось то, что применительно к истории Западной Европы принято называть “актом веры” (аутодафе) – сожжение на костре отступника от веры в Христа. Этим отступником был татарин (скорее башкир) Тойгильда Жуляков. После подавления восстания, вспыхнувшего на Южном Урале в 1735 году, его, как одного из зачинщиков бунта, ждала каторга. Своим отказом от веры отцов Тойгильда обеспечил себе помилование, но потом опять перешел в магометанскую веру. За это Тойгильда Жуляков и был сожжен в Екатеринбурге в назидание другим “неофитам” при обязательном присутствии всех находившихся в крепости татар-выкрестов. До того, как об этом событии писал Д.Н.Мамин-Сибиряк, и после этого екатеринбуржцы нет-нет да вспоминали о том, как “в нашем городе по приказу Татищева татар жгли”. Не так давно мой знакомый, по национальности башкир, сказал мне: “Да у нас об этом старики до сих пор втихаря шепчутся!” Немного погодя он добавил: “Как важно об этом почаще говорить открыто!”

Среди старожилов Екатеринбурга есть разные мнения насчет того, где эта казнь могла состояться. Мне же, как человеку еще со школы привыкшему к картинам костров инквизиции, полыхавшим на площадях западноевропейских городов перед фасадами величественных соборов, трудно представить себе другое место казни Тойгильды Жулякова, чем то, где в конце ХХ века установлен памятник человеку, по приказу которого эта казнь состоялась. Впрочем, о своих, российских кострах за веру мы знаем крайне мало.

А город продолжает жить и история продолжает вязать в нем новые узлы, вязать да потуже затягивать. Своего рода “срывами” в этом процессе можно считать появление в Екатеринбурге мест, где наше отношение к прошлому выстраивает модели будущего, но это – темы других очерков.

(Александр Филимонов. Екатеринбург)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru