Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
ИСТОРИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГА ГЛАЗАМИ МИСТИКА
(История
развития города в свете идей французского мистика Рене Генона)
Можно ли, сравнивая относящиеся к разным
столетиям карты-схемы одного и того же города, выявить,
какая роль этому городу предназначается в глобальных замыслах
Творца – Создателя Неба и Земли? Во всяком случае, относительно
Екатеринбурга такая возможность действительно есть.
Чтобы в этом убедиться, достаточно историю
нашего города рассмотреть в свете идей Рене Генона – известного
французского философа первой половины ХХ века, исследователя
индуистских, мусульманских и христианских мистических учений,
принявшего ислам и оставившего свою родину ради преподавания
в Каирском университете. Сомнительно, чтобы этот человек
когда-нибудь в своей жизни интересовался такой точкой на
карте, как город Свердловск. В то же время, одна из глав
его книги “Царство количества и знамения времени”, где речь
идет о символике сферической формы, куба, круга и квадрата,
помогает понять скрытый смысл того, почему наш город в определенные
моменты своей истории принимает именно те или иные формы
и размеры. Многие люди знают о том, что при достаточно значительном
населении Екатеринбург является одним из самых компактных
городов России. Похоже, что это не есть простая случайность,
а выражение на материальном плане одной из основных характеристик
тонкого ментального тела нашего города.
Говоря о том, что из себя представляли уральские
города-заводы в ХVШ веке, архитекторы выявляют “радиальный”
и “поквартальный” типы их планировки. Радиальная планировка
соответствует свободному, часто стихийному заселению прилегающей
к заводу территории. Населенный пункт, возникавший вокруг
заводских корпусов, плотины и заводского пруда, принимал
в окружающем пространстве форму более-менее правильного
круга. Такую же форму имели самые древние города (на Урале
таковым было городище Аркаим, выстроенное в третьем тысячелетии
до новой эры). К кругу в плане с самого начала тяготеют
территории многих старинных русских городов, а также таких
уральских городов-заводов как Нижний Тагил и Невьянск. Круг
часто представляется символом естественности, свободы. На
Урале, где каторжный труд играл важную роль в развитии производства,
круг, скорее всего, следует трактовать как символ некой
самодостаточности и самоизоляции. Круг – земная проекция
сферы. Сфера и круг в теории французского философа- мистика
Рене Генона - формы, находящиеся в начале эмбрионального
существования всего мира и каждого индивидуума в отдельности.
Екатеринбург, вопреки всему сказанному выше,
развивается согласно иным законам. Очень смутно любой екатеринбуржец
чувствует, что есть какое-то качественное отличие нашего
города от многих других городов. Особенностью города Екатеринбурга
с самого начала было то, что здесь в гораздо большей степени,
чем это можно было наблюдать в других уральских городах-заводах,
не жители, а чиновники определяли, где кому селиться. Да
и сама крепость Екатеринбург имела в плане форму не круга,
а квадрата. В данном случае уместна, в какой-то степени,
аналогия с Иерусалимом, вернее с тем образом этого города,
который складывается в представлениях первых христиан –
с Небесным градом Иерусалимом. В видениях Иоана Богослова
Небесный Иерусалим, спускаясь на землю, обретает форму квадрата.
Мы, современные екатеринбуржцы, живущие в конце ХХ века,
настолько сильно сознаем свою зависимость от квадрата, которым
наш город являлся в первые годы своего существования, что
рисунок крепости-завода Екатеринбург двадцатых годов ХVШ
века появляется на эмблеме города Свердловска, разработанной
и утвержденной к 250-летию города, и сохраняется на эмблеме
города Екатеринбурга наших дней. Квадрат крепостных стен,
некогда окружавших завод и прилегающее к нему поселение,
воспроизводится как на капителях колонн у входа в часовню
Св.Екатерины, выстроенной и освященной в год 275-летия Екатеринбурга,
так и на ярлычках на продуктах и товарах, выпускавшихся
в нашем городе за последние 30 лет. О квадрате Рене Генон
пишет: “Эта форма – окончательный и финальный элемент проявления
в телесном состоянии, она соответствует концу цикла проявления,
тому, что мы называем “остановкой циклического движения”.
Это в некотором роде исключительно твердая форма, так как
полагает остановку всего движения”.
Пожалуй, именно в преодолении той формы, которая
была придана нашему городу с самого начала и символизирует
собою конец развития всего живого, выражается основной пафос
существования нашего города. Даже ларь, в котором в землю
кладут бренные останки человека, имеет в наши дни форму
шестиугольника – фигуру, имеющую большее число граней, чем
у квадрата, и потому несколько более приближенную к кругу
– образу начала новой жизни. В своем развитии Екатеринбург
уже очень скоро отказался от прямого воспроизведения квадрата
как некой изначальной, предзаданной формы. На карте-схеме
1737 года крепость приобретает черты неравностороннего шестиугольника,
ее территория как бы очень осторожно, нехотя выходит из-под
господства “квадрата” и чуть-чуть вытягивается к Западу.
Выглядит это, если учесть возможность символического прочтения
направления движения на Запад, отступлением от некого “священного
канона”. Росту города на Восток в те времена препятствует
естественная преграда – гора, заслонявшая крепость и ее
жителей от набегов кочевников-башкир. Некоторое время спустя
эту гору назовут Вознесенской. В то же время очень явно
начинает проявлять себя тенденция растягивания поселения
вокруг завода в северном и южном направлениях, где жилые
кварталы выстраиваются уже достаточно далеко от крепостных
стен. К началу ХIХ века город все более и более растягивается
вдоль реки.
На картах того времени мы видим, как на рисунок
реально существующего города властной рукою наложена сетка
кварталов-квадратов, в соответствии с которой должна осуществляться
застройка города в будущем. Так оно и случилось. До конца
ХIХ – начала ХХ веков город развивается в соответствии с
четкой поквартальной схемой планировки, раздвигаясь на Запад
и Восток приблизительно в тех границах на Юге и на Севере,
которых он достиг к концу ХVШ столетия. В результате, на
картах-схемах столетней давности Екатеринбург приобретает
черты восьмиугольника.
В связи с тем, что на планах наш город довольно
часто обретал границу, хоть не равносторонних, но правильных
геометрических фигур с четкими, ровными краями, хотелось
бы отметить, насколько нахождение на современной эмблеме
города Екатеринбурга друзы горного хрусталя является в эзотерической
плоскости правильной интуитивной находкой. Этой друзой мы
подчеркиваем, что развитие Екатеринбурга долгое время подчинялось
законам мира четких форм, законам, которые правят миром
минералов, и признаем влияние этих законов на нас самих.
Символическая связь между минералами, квадратом и кубом
– несомненна. Их Рене Генон противопоставляет миру кругов
и сферических форм как Царство Смерти – область окончательных
состояний Царству Жизни – области новых, нереализовавшихся
возможностей: “ Окончательное состояние… может быть представлено
как кристаллизация, что всегда отвечает кубической форме
(или квадратной в плоскостном сечении). Тогда мы имеем город
с его минеральным символизмом, в то время как вначале был
“сад” с растительным символизмом”. В этом суждении речь
идет о том образе Небесного Иерусалима, который в самом
начале спуска с небес предстает Райским садом, а в конце
– городом, имеющим двенадцать оснований из драгоценных камней
– минералов. Генон прекрасно видит противоречие между своим
видением минерала как символа конца, завершения и тем, что
в основу града, в который Создатель поселит воскресших к
новой жизни праведников, заложены драгоценные камни. Генон
пишет: “Выше мы сказали о неподвижности минерала как образе
конца, к которому стремится отвердение мира. Но уместно
добавить, что здесь речь идет о минерале уже преображенном
и сублимированном”.
Кристалл горного хрусталя являет собой кусок
мертвой неживой материи, излучающий холодный свет. Вместе
с тем он как бы тянется к верху, его верхние грани смыкаются,
создавая некое подобие сферы. Таким образом, горный хрусталь
как бы знаменует собою то движение к Создателю, которое
заложено и в косную, неживую материю, и потому может быть
символом надежды на исход из царства смерти. Интересно проследить,
как зависимость от мира конечных форм и законов, управляющих
царством минералов, отображается в символике города Екатеринбурга
в различные эпохи. На первом гербе богатство уральских недр
олицетворяет изображение колодца или входа в шахту. На эмблеме
города, появившейся к 250-летию Екатеринбурга, связь с миром
минералов вообще запечатлена в образе живого существа –
ящерки-хранительницы горных богатств. На той же эмблеме
мы впервые видим отображение круга как символа мира антиподов
мира ставшего, отвердевшего. Любопытно, что таковым является
шестеренка – колесо, приводившее в движение самые разные
производственные агрегаты на уральских заводах. В этой эмблеме
70-х годов ХХ века более всего выразилась тоска свердловчан
по Царству Жизни – миру света и тепла. Но вне сомнения остается
и то обстоятельство, что мир ставшего и окостеневшего продолжал
тогда довлеть над нами. Мы, не в силах с ним порвать, обманывали
сами себя, ставя на место солнца - реального источника добра
и света - его механическое подобие, а косную неживую материю
преподносили как живое существо из хорошо знакомой детям
сказки. В наши дни мы впервые напрямую подчеркнули в символике
города свою зависимость от мира холодной неживой материи.
В этом я вижу залог возможности скорого освобождения от
диктата господства над нами законов, управляющих этим миром,
и выхода в качественно новое состояние. Подобно тому, как
спустившийся на землю Новый Иерусалим по мнению Рене Генона
“ в силу цепи причин, которая не допускает никакой прерывности
…должен становиться Земным раем будущего цикла”, Екатеринбург
в ближайшей исторической перспективе ожидает рождение в
новом качестве. Рациональное начало, заложенное в наш город
гением сподвижников Петра Первого, к концу ХХ века исчерпало
себя. Эпохой расцвета рационалистических тенденций в архитектуре
Екатеринбурга-Свердловска можно считать второе – третье
десятилетие ХХ века, когда квадрат наконец-то обрел объем
в конструктивистских зданиях, строившихся в первые годы
Советской власти. Чрезмерное усиление влияния законов “кристаллического
мира” в более позднее время привело к появлению таких уродов-обрубков,
как здание бытового комбината “Рубин” в центре города или
здание первой жилой “многоэтажки”, предназначавшийся для
работников руководящего аппарата.
Говоря о Земном рае, как качественно новой
стадии города Небесного Иерусалима, Рене Генон отмечает,
что его “форма, соответствующая началу нового цикла – круговая”.
В течение двадцатого столетия Екатеринбург, отстраиваясь
вокруг своей “исторической части” и как бы обволакивая новыми
кварталами восьмиугольник Центрального жилого микрорайона,
все более и более стремится принять форму, в плане близкую
к кругу. Тоска по сфере как области обитания неких эфемерных,
пока еще не успевших обрести весомость форм, в нашем городе,
где были снесены купола величественных храмов, под сводами
которых совершалось духовное таинство слияния с миром высших
небесных сфер, выразилось в появлении “воздушного” купола
над зданием свердловского цирка. В соответствии с первоначальным
проектом эта сфера, перекрывшая собою место, являющееся
символом абсурдности нашего земного бытия, должна была выглядеть
как тонкая, изящная паутинка. Что-то помешало ей стать таковой
и основу конструкции внешнего, декоративного купола цирка
составили массивные бетонные ребра. В этом я вижу много
общего с появлением примерно в то же время изображения шестерни
на эмблеме города Свердловска. Порабощенные косной материей,
мы в недавнем прошлом оказались неспособными войти в царство
Свободы духа – мир тонких сферических форм.
В заключение отмечу, что автор этой статьи,
выявляя аналогию между предвидением роли Небесного Иерусалима
в мировой истории французским философом-мистиком Рене Геноном
и историей развития Екатеринбурга, менее всего склонен к
идентификации одного с другим. Если бы это было так, то
в наши дни Екатеринбург давно бы был уже Земным раем, что
явно не соответствует действительности. Но выявленная здесь
аналогия, по мнению автора, помогает нам, екатеринбуржцам,
более четко осознать свою задачу в данный период истории.
Согласно теории Генона, Небесный Иерусалим, представ в виде
квадрата, установленного на основания из драгоценных камней,
будет знаменовать собою не начало нового цикла, а конец
старого. Возможность аналогии между превращением Небесного
града Иерусалима в Земной рай и историей развития Екатеринбурга
показывает, что наш город есть одно из мест на планете,
где осуществляется процесс преодоления влияния косной, застывшей
материи на человека и в реальной истории складываются предпосылки
для появления нового типа сознания – сознания, открытого
миру тонких, не преосуществившихся на материальном плане
форм.
(Александр Филимонов. Екатеринбург)