ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

Новые материалы и изыскания

Современные виды Екатеринбурга. фото Елены Коломиец

"Для того, чтобы побывать у Стены Плача - святом месте иудеев всего мира, россиянам скоро не обязательно будет ехать в Иерусалим. Мэр столицы Юрий Лужков предложил создать аналог этой стены возле Московской хоральной синагоги в Спасо-Голенищевском переулке столицы", - пишет обозреватель газеты "Труд" (8 мая 2001). Мэр понял, что фраза "Москва - третий Рим" ужасно устарела и ему захотелось чего-нибудь новенького, например: "Москва - Новый Иерусалим". Не тот Новый Иерусалим - заштатный городишко на реке Истре, а тот, к которому, благодаря наличию в нем "аналогов" главных святынь мировых религий, обращены взоры всех сынов Земли. Уважаемый мэр столицы с точностью до наоборот воспроизводит призыв из песни Владимира Высоцкого "Нафига нам Мневники, едем в Тель-Авив!" И пусть антисемиты не обижаются на мэра! Как христианский Иерусалим в свое время не мог обойтись без кающихся у развалин своего Храма иудеев, так и обновленная Москва в эпоху клонирования не только живых организмов, но и главных святынь мировых религий, не обойдется без нового забора в Спасо-Голенищевском переулке. Само название переулка, в котором уху современного россиянина очень четко слышатся слова "голый" и "нищий", выдает истинные намерения господ из мэрии, в данный момент времени имеющих у себя "за голенищем" своего собственного Спаса. Сколько упреков по делу и просто так раздавалось в адрес Ю.М.Лужкова в годы строительства в Москве новой версии храма Христа Спасителя! Однако по яркости окраски гигантский купол этого храма явно блекнет перед позолотой колокольни Ивана Великого. Это хорошо заметно как гостям, так и жителям столицы. Московскую мэрию это обстоятельство, судя по всему, также очень беспокоит. Сознательно или нет, в этой ситуации обратились за советом к древним христианам.

Было такое время, когда церкви, отстроенные не так давно в местах, где в эпоху земной жизни Спасителя разворачивались конкретные евангельские сюжеты, не очень-то впечатляли красотою своей отделки прибывающих в Святую землю со всех концов христианского мира богомольцев. Тогда христиане, проживающие в Святом городе, пытались впечатление от посещения приезжими людьми Святых мест усилить за счет лицезрения пилигримами униженных евреев, в пепле и вретище оплакивающих былое величие своего народа. Сохранились путевые заметки паломников IV века, в которых описывается их вход в Иерусалим. Войдя в город через так называемые Золотые ворота и преодолев заваленный мусором пустырь на месте ветхозаветного храма, пилигримы попадали на одну из центральных улиц города (Декаманус), и тут их взору открывался сверкающий позолотой крест базилики, располагавшейся перед Гробом Господним. Одновременно в яме у себя под ногами ("культурный слой" в этой части Иерусалима достигает высоты в несколько десятков метров) паломники примечали одетых во вретище молящихся евреев. От осознания победы нового образа веры над ветхозаветным иудейством сердце паломников воспламенялось величием, и они двигались дальше. Мне думается, принимая решение о строительстве напротив хоральной синагоги нового забора, украшенного наподобие фасадов официальных зданий городов Римской империи, в московской мэрии спали и видели, как вдоль этого забора одетые в черное ортодоксальные евреи выстраиваются в очередь помолиться. Действительно, на таком фоне тусклые купола Храма Христа Спасителя заблестели бы как надо! Только вот, думается, очереди помолиться перед московской "стеною плача" не будет, а без этого она останется забор забором.

Святыни, главное предназначение которых стоять там, где они стоят, не тиражируются! Как говорится, гора к Магомету не ходит, а евреи в Уганде не живут. Потуги московской мэрии заиметь свою собственную "стену плача" не превратят первопрестольную в первый город на планете, у которого есть свой собственный "аналог" Стены Плача в Иерусалиме. Так, например, в городе Екатеринбурге (Свердловске) образное подобие Стены Плача появляется в начале 80-х годов ХХ века, когда мы о проектах московской мэрии и слыхом не слыхивали. Возникает этот образ в одном из самых примечательных и посещаемых мест города тайно, так, что большинство екатеринбуржцев до сих пор не догадывается о его воплощении в границах столицы Урала. Случилось это над местом, где незадолго до этого был варварски уничтожен дом Ипатьева - последнее пристанище в этой жизни Николая II, его близких и домочадцев. Сразу после сноса Ипатьевского дома начались работы по понижению проезжей части ул.К.Либкхнета и на противоположной к пустырю стороне улицы выросла громадная, нарядно украшенная стена. И если обозреватель центральной газеты "Труд" скромно говорит о лужковской стене, что "размером она планируется меньше оригинала", то о екатеринбургском "аналоге" иерусалимской Стены Плача смело можно сказать, что он своими размерами просто подавляет все окружающее пространство.

Тому, кто не верит в то, что рассекающая в наши дни Вознесенскую гору Екатеринбурга на две половины стена является образным отображением главной национальной святыни еврейского народа, я сейчас докажу, что именно так оно и есть. Докажу как христианин христианину. С точки зрения археолога, главной характеристикой Стены Плача является кладка из рустованных камней. Такой камень, края которого занижены по отношению к середине, археологи, в шутку, называют "телевизором". Приглядитесь внимательно к кладке стены, находящейся напротив Уральской Голгофы по ту сторону ул.К.Либкнехта - вы увидите те же самые каменные телевизоры. Теперь тайное, скрытое от "обыденного" взгляда символическое значение стены напротив места расстрела последнего российского императора, попытаемся выявить сопоставлением происходящего на Вознесенской горе в наши дни с географией Святых мест. Уже со второй половины XVIII века гора над заводским прудом в центре города предстает символическим подобием места Вознесения Иисуса Христа на Небеса - Масленичной горы в Иерусалиме. Одно только это обстоятельство заставляет нас соотносить все, что на этой горе происходит со Святым городом. После того как Вознесенский храм был возвращен верующим, верхняя терраса Вознесенской горы получила среди прихожан название Храмовая гора. Когда мы стоим рядом с местом расстрела Николая Второго, обратившись лицом к Востоку (лицом к Богу, по христианским понятиям), мы видим перед собой западный край Храмовой горы, а аналогичное место в Иерусалиме и есть небезызвестная иудейская святыня Стена Плача.

Ряд зданий и сооружений на Вознесенской горе в наши дни как бы нарочно усиливает образное соответствие современного основания Вознесенского храма в Екатеринбурге Стене Плача в Иерусалиме. Для человека, стоящего лицом на Восток у места гибели царской семьи по левую руку оказывается пешеходный переход, закрытый уже несколько лет. Когда-то по нему можно было подняться на верхнюю террасу Вознесенской горы. Он соответствует самой святой части Стены Плача - закрытому в наши дни переходу на храмовую гору, по которому во Внутренний двор перед Святая Святых 2000 лет тому назад восходили левиты и коэны (вход в этот переход располагается также по левую руку от стоящего лицом к иерусалимской Стене Плача человека). На иерусалимской Храмовой горе, по левую руку от человека, обратившегося лицом к Стене Плача, в наши дни находится мусульманская мечеть Куба эль-Сахра. Ее золотому куполу на Вознесенской горе в Екатеринбурге соответствует купол домашней церкви в усадьбе заводчиков Расторгуевых-Харитоновых. Совершенно особая символическая нагрузка ложится на здание штаб-квартиры "Уралтрансгаз", компании по транспортировке природного газа в Уральском регионе. Оно как бы нависает над западной стеною верхней площадки Вознесенской горы в Екатеринбурге и намекает на события, случившиеся на вершине Храмовой горы в Иерусалиме в годы правления византийского императора Юлиана Отступника. Этот властитель пытался умалить значение христианства, превращавшегося в годы правления его предшественников в государственную религию. Он разрешил отстроить евреям ветхозаветный храм, но как только они принялись за это дело, из недр храмовой горы вырвался гигантский огненный факел, мгновенно уничтоживший все, что иудеи успевают отстроить. Современные ученые предполагают, что причиной тогдашнего пожара на Храмовой горе был скопившийся в подвалах старого храма природный газ.

Современная композиция  на Вознесенской горе Екатеринбурга. - фото А.Петухова

Невольно задаешься вопросом: по чьему "злому" умыслу образ главной иудейской святыни возникает там, где в наши дни воссоздаются и отстраиваются наиболее значимые православные культовые объекты города? В случае со строительством Стены Плача в Спасо-Голенищевском переулке все ясно как день. В Москве пытаются таким образом переориентировать евреев города с иудаизма на православие. В сообщении газеты "Труд" о всенепременном открытии аналога "Стены Плача" в Москве 16 мая 2001 года указывается, что "установят ее таким образом, чтобы молящиеся были обращены лицом к востоку". Как-то забывается, что это в православии обращающийся к Богу встает лицом на восток, а иудей в той же позиции поворачивается лицом к Святой земле (из Москвы это будет куда-то на юг!). Таким образом, новый московский проект, которым хотят удивить всю планету, выявляет лишь непомерные претензии проектировщиков на оригинальность и непонимание кардинального различия этих религиозных систем. То, что возникший как бы сам по себе образ Стены Плача на Вознесенской горе в Екатеринбурге тоже связан с ориентацией человека, обратившегося к Богу, на Восток, ни в коем случае не противоречит нормам, устанавливаемым устоявшимися в веках традициями. Ведь если московская "стена плача" есть амбициозное обращение столичного мэра к иудеям, то образ Стены Плача в провинциальном Екатеринбурге - обращение к людям Свыше. Ведь иерусалимская Стена Плача как раз находится посередине между Голгофой и Масленичной горой. Поэтому можно констатировать тот факт, что в результате работ по понижению проезжей части улицы К.Либкнехта в 70-80-е годы ХХ века, произошло символическое совмещение Голгофы и Гефсимани. Я даже благодарен Ю.М.Лужкову за его инициативу в Москве, позволившую поднять проблему нашего нежелания видеть очевидное в тоне критическо-иронического обращения к реалиям окружающей нас действительности. Вот уж воистину скрыл от богатых и власть имущих знамения времени Господь и дал видеть их убогим и сирым!

(Александр Филимонов. Екатеринбург. 14 мая 2001г.)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru