ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ЕКАТЕРИНБУРГА

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

Виды современного Екатеринбурга. фото Елены Коломиец

1. Основные штрихи к портрету

Духовный уклад Екатеринбурга формировался в соприкосновении официального Православия с находящимся в оппозиции к нему старообрядчеством. Как тенденция примирения противоборствующих идеологий, так и тенденция к развитию конфронтации между ними по-разному проявляли себя в различных регионах нашего города. Довольно четкая ориентация Екатеринбурга по сторонам света в дальнейшем определила то, что тенденция к конфронтации духовных укладов ярко выявила себя в южной части города, а к примирению - в северной. В последнем случае особое значение имела закладка в северо-восточной части города Вознесенской церкви. Городская палата благочиния в конце XVIII -начале XIX веков была буквально завалена прошениями от самых богатых людей города с просьбами о разрешении строительства усадьб на Вознесенской горе. А среди них было немало именитых старообрядцев, сосредоточивших в своих руках реальные бразды управления экономикой края. Так и получилось, что дом известного старообрядца, владельца Кыштымских заводов Льва Расторгуева, более знакомый современным екатеринбуржцам как Городской дворец пионеров и школьников, находился бок о бок с одним из самых значительных храмов официальной православной церкви. Разместившаяся в усадьбе Расторгуева молельня старообрядцев-беглопоповцев некоторое время сосуществовала на одной площади с Вознесенской церковью. То, что в наши дни в южном приделе Вознесенского храма разместилась молельня старообрядцев часовенного согласия, во многом соответствует тем тенденциям, которые активно проявляли себя уже с конца XVII века.

В отличие от северной части Екатеринбурга, духовный облик его южной части складывался в противостоянии территорий, соответствующих территориям Центрального жилого микрорайона, входящим в состав Октябрьского и Ленинского административных районов. Еще в начале XVIII века за левым берегом Исети (восточной частью крепости Екатеринбург и прилегающей к ней территорией) закрепилось название Церковная сторона, а за противоположным берегом - Торговая сторона. Когда в конце XVIII века в город усилился приток старообрядцев (особенно сильный после того, как в 1787-1790 годах почти полностью выгорело богатое старообрядческое село Шарташ), Церковная и Торговая стороны объединились между собой против территорий, заселявшихся теми, кем авторитет официальной церкви был не признан. На первом этапе такого противостояния решалась проблема: каким образом создать противовес Никольской часовне беглопоповцев - одному из главных культовых центров уральских старообрядцев. Эта часовня располагалась в юго-восточной части города. О ней свидетельствует старое название улицы Белинского - Никольская. В первой четверти XIX века старообрядцы невдалеке от Никольской часовни строят каменный молельный дом, занимавший две трети современной Свято-Троицкой церкви. Многим екатеринбуржцам здание этой церкви известно как здание бывшего Дома культуры “Автомобилист”, а для старожилов города еще и как здание кинотеатра “Ротфронт”.

Для тех, кто знает, что долгое время своего существования Свято-Троицкий храм не был культовым центром официальной православной церкви, плакат, висевший в течении нескольких последних лет на его северной стороне и гласивший: “Возродим былое величие Православия на Урале” выглядел несколько иронично: для юго-восточного сектора “былое” есть прежде всего история оппозиционных по отношению к официальному Православию тенденций. Даже во второй половине XIX века, когда Свято-Троицкая церковь была одним из основных духовных центров Единоверия (своеобразной формой компромисса между старообрядчеством и официальной церковью), известный уральский писатель и публицист Д.Н. Мамин-Сибиряк отмечал относительно нее: “Она существует на особых льготных началах и епархиальная администрация не имеет права вмешиваться в ее дела”.

С другой стороны, влияние находящегося на левом берегу Исети Екатерининского собора в XVIII веке распространялось в юго-восточном секторе города только на бывшую Церковную сторону, заселенную по преимуществу людьми, придерживающимися официальной православной церкви. Ограничить влияние Никольской часовни на людей, проживающих в относительно новых районах и придерживающихся духовного уклада, сформировавшегося до реформ патриарха Никона, удалось в 1805 году при постройке на правом берегу Исети первой в нашем городе единоверческой церкви. “Спонсировал” строительство купец Яков Толстиков - в прошлом один из столпов старообрядчества в крае. Выстроенный им храм расположился всего в двух кварталах от реки Исети. По своему расположению единоверческая Спасская (Толстиковская) церковь была максимально приближена к левобережью - территории, на которой укоренились духовные центры оппозиции. Ее появление означало окончательное размежевание территорий влияния официального Православия и духовного уклада, пребывающего в оппозиции к нему. Строительство старообрядцами-беглопоповцами каменного молитвенного дома, по величине уступавшего в городе только Екатерининскому, Богоявленскому соборам да Вознесенской церкви (об этом упоминалось выше), знаменовало собою попытку со стороны оппозиции обозначить свое влияние на основную часть юго-восточного сектора Екатеринбурга.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4)

(Александр Филимонов. Духовный облик Екатеринбурга)

• • •

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru