Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
ДУХОВНЫЙ
ОБЛИК ЕКАТЕРИНБУРГА
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4)
1.
Основные штрихи к портрету
Духовный уклад Екатеринбурга формировался
в соприкосновении официального Православия с находящимся
в оппозиции к нему старообрядчеством. Как тенденция примирения
противоборствующих идеологий, так и тенденция к развитию
конфронтации между ними по-разному проявляли себя в различных
регионах нашего города. Довольно четкая ориентация Екатеринбурга
по сторонам света в дальнейшем определила то, что тенденция
к конфронтации духовных укладов ярко выявила себя в южной
части города, а к примирению - в северной. В последнем случае
особое значение имела закладка в северо-восточной части
города Вознесенской церкви. Городская палата благочиния
в конце XVIII -начале XIX веков была буквально завалена
прошениями от самых богатых людей города с просьбами о разрешении
строительства усадьб на Вознесенской горе. А среди них было
немало именитых старообрядцев, сосредоточивших в своих руках
реальные бразды управления экономикой края. Так и получилось,
что дом известного старообрядца, владельца Кыштымских заводов
Льва Расторгуева, более знакомый современным екатеринбуржцам
как Городской дворец пионеров и школьников, находился бок
о бок с одним из самых значительных храмов официальной православной
церкви. Разместившаяся в усадьбе Расторгуева молельня старообрядцев-беглопоповцев
некоторое время сосуществовала на одной площади с Вознесенской
церковью. То, что в наши дни в южном приделе Вознесенского
храма разместилась молельня старообрядцев часовенного согласия,
во многом соответствует тем тенденциям, которые активно
проявляли себя уже с конца XVII века.
В отличие от северной части Екатеринбурга,
духовный облик его южной части складывался в противостоянии
территорий, соответствующих территориям Центрального жилого
микрорайона, входящим в состав Октябрьского и Ленинского
административных районов. Еще в начале XVIII века за левым
берегом Исети (восточной частью крепости Екатеринбург и
прилегающей к ней территорией) закрепилось название Церковная
сторона, а за противоположным берегом - Торговая сторона.
Когда в конце XVIII века в город усилился приток старообрядцев
(особенно сильный после того, как в 1787-1790 годах почти
полностью выгорело богатое старообрядческое село Шарташ),
Церковная и Торговая стороны объединились между собой против
территорий, заселявшихся теми, кем авторитет официальной
церкви был не признан. На первом этапе такого противостояния
решалась проблема: каким образом создать противовес Никольской
часовне беглопоповцев - одному из главных культовых центров
уральских старообрядцев. Эта часовня располагалась в юго-восточной
части города. О ней свидетельствует старое название улицы
Белинского - Никольская. В первой четверти XIX века старообрядцы
невдалеке от Никольской часовни строят каменный молельный
дом, занимавший две трети современной Свято-Троицкой церкви.
Многим екатеринбуржцам здание этой церкви известно как здание
бывшего Дома культуры “Автомобилист”, а для старожилов города
еще и как здание кинотеатра “Ротфронт”.
Для тех, кто знает, что долгое время своего
существования Свято-Троицкий храм не был культовым центром
официальной православной церкви, плакат, висевший в течении
нескольких последних лет на его северной стороне и гласивший:
“Возродим былое величие Православия на Урале” выглядел несколько
иронично: для юго-восточного сектора “былое” есть прежде
всего история оппозиционных по отношению к официальному
Православию тенденций. Даже во второй половине XIX века,
когда Свято-Троицкая церковь была одним из основных духовных
центров Единоверия (своеобразной формой компромисса между
старообрядчеством и официальной церковью), известный уральский
писатель и публицист Д.Н. Мамин-Сибиряк отмечал относительно
нее: “Она существует на особых льготных началах и епархиальная
администрация не имеет права вмешиваться в ее дела”.
С другой стороны, влияние находящегося на
левом берегу Исети Екатерининского собора в XVIII веке распространялось
в юго-восточном секторе города только на бывшую Церковную
сторону, заселенную по преимуществу людьми, придерживающимися
официальной православной церкви. Ограничить влияние Никольской
часовни на людей, проживающих в относительно новых районах
и придерживающихся духовного уклада, сформировавшегося до
реформ патриарха Никона, удалось в 1805 году при постройке
на правом берегу Исети первой в нашем городе единоверческой
церкви. “Спонсировал” строительство купец Яков Толстиков
- в прошлом один из столпов старообрядчества в крае. Выстроенный
им храм расположился всего в двух кварталах от реки Исети.
По своему расположению единоверческая Спасская (Толстиковская)
церковь была максимально приближена к левобережью - территории,
на которой укоренились духовные центры оппозиции. Ее появление
означало окончательное размежевание территорий влияния официального
Православия и духовного уклада, пребывающего в оппозиции
к нему. Строительство старообрядцами-беглопоповцами каменного
молитвенного дома, по величине уступавшего в городе только
Екатерининскому, Богоявленскому соборам да Вознесенской
церкви (об этом упоминалось выше), знаменовало собою попытку
со стороны оппозиции обозначить свое влияние на основную
часть юго-восточного сектора Екатеринбурга.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4)
(Александр Филимонов. Духовный облик Екатеринбурга)