Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
ЕСЛИ
МЫ ТАКИЕ УМНЫЕ, ПОЧЕМУ МЫ БЕДНЫЕ?
Этот вопрос давно стал банальным местом не
только в быту и традиционных СМИ, но теперь уже и в сети
интернет. В "умности" ни каждый сам себя, ни весь
народ никто не обделяет, хотя при этом и не спрашивает,
в чем состоит ум, по каким критериям он определяется. А
вот что такое "бедность"? Практически все уверены,
что знают, в чем она состоит и чем определяется! У многих
кто-то в мозгах большими буквами записал: "бедность
- это отсутствие денег!" Действительно смелый народ,
если каждый вахтер "философствует" и каждая кухарка
"страною правит"! Круто! И без комплексов! "Если
я говорю, если я так считаю, значит, это так и есть! Я всегда
говорю только правду!" Вот такая ничем не прошибаемая
самоуверенность, по крайней мере, у 60-80% наших соседей
по лестничной площадке, по дому, улице и области.
Более-менее думающие из "умных"
резонно заявляют, что сначала нужно разобраться с тем, ЧТО
понимается под "умом" и "интеллектом",
а соответственно - "бедностью". Насколько соотносимые
понятия подпадают в общую для них категорию соотносимости
и что для них является общей базой сравнения? Вполне вероятно,
если всерьез анализировать, может встать вопрос о бедности
ума!? Ведь таким же образом можно ставить вопросы, типа:
"если мы такие сильные, то почему мы голодные?"
или "если мы такие добрые, то почему мы такие сытые,
или глупые?"
Но так по логике. А давно известно, что такое
явление, как "простой народ" или "толпа",
"по логике" не живет. Короче, если что-то хочешь
сделать, то нельзя оглядываться на "мнения": они
разные, и если к ним прислушиваться, то никогда ничего не
сделаешь. Помните басенку: "Мельник на ослике ехал
верхом…"? Если кто и делает нечто стоящее, то вопреки
"мнениям".
Кажется бесспорным, что умным и талантливым
быть хорошо, поэтому мало кто думает о том, а как эти вещи
употребляются? Но "умным и талантливым" хорошо
быть в среде умных и талантливых. А если такой среды нет,
то одно следствие: "горе от ума"!
Здесь происходит "передергивание"
и подмена карт: ум и деньги - неизвестно каким "мистическим"
способом, но - сопоставляются! Умение добывать деньги считается
умственной способностью. Если субъект не умеет добывать
деньги, значит "неумный". Так выбираются наверх
продавцы, финансисты, чиновники и их прислуга… А вот композиторы,
писатели, математики, воспитатели, земледельцы и рабочие…
То есть все, кому постоянно не хватает этих самых денег,
- они, по определению, "неумные". И нечего возмущаться,
господа интеллигенты, свой ум раньше нужно было доказывать
(и, естественно, в рублевом или долларовом эквиваленте!),
понятно?! А отсюда…
Видно, чья мораль процветает?
А понятно ли, чего это стоит в глобальном
масштабе?
К примеру, куда идет "человечество"?
К развитию способностей каждого? Чтобы от каждого по способностям
и каждому по его потребностям? Чтобы каждый стал богатым
и умным? Щ-щас! Держи карман шире.
Вы это серьезно?
Что делается, то и бывает! Разве не так?
А если должен быть товар или другой общественный
продукт обмена, должны быть деньги и должен быть аппарат
распределения и перераспределения благ. И должна быть соответствующая
мораль, вбитая всеми доступными средствами в мозги и гены:
"Если ты бедный, значит неумный, а неумный не может
быть богатым"! Знакомо? Причем эта мораль поддерживается
не "богатыми", а именно "средним классом"
и "аппаратом".
Крылья каждой инициативы подрезаются фразой:
"если ты такой умный, то где твои деньги?" Оставляется
узкий коридор - возможность "соответствовать"!
Чему? Среднему общественному стандарту. И массовым потребностям.
Так общество замыкается на себя, ставит максимально
конкретные задачи и начинает работать на потребление, но
не на развитие. Потому что вопросы стратегического развития
не могут быть "конкретными".
Развитие? - Да, но потребностей! Рост? - Да,
но экономический! Прогресс? - Да, но научно-технический!
Все из себя, из собственной конкретики, на количественный
прирост, как какие-нибудь вирусы и микробы! Чтобы "научить"
и "технить" (т.е., иначе, химичить!).
Люди, пожалуй, и не заметили, что они давно
утратили ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ориентиры. И, в самом деле, что это
такое - человек?!
Неужели ЧЕЛОВЕК - это "научный техник"
от прогресса?
Как у нас обычно рассуждают, обращали внимание?
Примерно так: наука уже использует тесты для измерения ума
на уровне простых способностей. Чтобы "страна процветала",
нужны "таланты в области борьбы с инфляцией, маркетинга
и поиска рынков сбыта для наших товаров" и т.д. Конечно,
таких талантов и способностей не бывает. Все это просто
работа, и эта работа, как говорят нам с детства, "должна
делаться с умом" (то есть, вы правильно заметили, с
применением способности делать деньги!).
Самое интересное происходит, когда с "умом"
и "талантливо" делается тупая и общественно вредная
работа. Вспомните мичуринскую биологию и травлю генетики.
Как известно, этим занимались авторитетные ученые, якобы
подтвердившие свои умственные способности. (А сегодня в
науке уже все хорошо и без проблем? И никого не травят?
Никого не зажимают: твори, выдумывай, пробуй?.. Думается,
все так же, только методы изменились: сейчас кислород перекрывается
иначе - не выделяются финансы, или их нет, потому что фундаментальные
научные направления не приносят прибыли…) А вспомните еще
"научный коммунизм", или "исторический материализм"?
Почему мы об этом говорим? Потому что наука
занимает особое место по отношению к уму. Именно в научной
деятельности вроде бы ценится сочетание природных интеллектуальных
способностей и трудовых усилий. Но в науке всех стран до
сих пор есть процедура стандартизации и подгонки, признания
и непризнания открытий, поставленных "на промышленный
поток". Наука превратилась в социальный институт, вроде
религии и всяческих общественных организаций. Существует
немало стран, где ученые степени можно получить по связям
и за деньги, или где научная бюрократия решает, какой науке
быть, а какой нет.
Не случайно говорится, что самые дикие глупости
на свете делаются с умным выражением лица. К примеру, знакомые
ситуации: профессор развитого социализма, а потом рыночного
социализма разрабатывает программу антикризисных мер. Насколько
это профессионально? Можно ли считать действительным степень
доктора в науке, которая оказалась обманом? Многие "научные
коммунисты, историки КПСС, истматчики", которые не
ушли на почетную пенсию, сохранили свои звания, степени
и называются "политологами" или "философами".
И "успешно", то есть "профессионально",
трудятся в якобы "рыночной" экономике. Причем
часто обучают "менеджменту", "маркетингу"
и т.п.
Нет, мы не осуждаем, не критикуем, а всего
лишь пытаемся разобраться на счет "ума" и "бедности".
У нас, например, не вызывают удивления вышеописанные ситуации.
А почему бы и нет? Если человек научен преподавать, он может
читать лекции на любую тему! Разве не так? Причем тут профпригодность
и компетентность? Если умом считается "способность
делать деньги", то эта способность пока что актуальна
во всех известных странах, и почему бы "научному коммунисту"
не читать перед "советскими директорами предприятий"
лекции по американскому "менеджменту и маркетингу"?
Тем более если все это официально провозглашается "рыночной"
перестройкой общества и экономики? Все свободны, никто не
запрещает: хочешь - слушай, не хочешь - не слушай!
А другого ума и не надо "народу"!
Помните, что сказал знаменитый современник и приятель Пушкина
Чаадаев: "Во Франции на что нужна мысль? - Чтоб ее
высказать. - В Англии? - Чтоб привести ее в исполнение.
- В Германии? - Чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!
- И знаете ли почему?"
Даже не любопытно. А какая разница? На что
нам Россию бедную судить, если черт знает что творится в
тех же Франции, Англии, Германии,?! А теперь еще - в Японии,
США, Китае и т.д?..
А что, в самом деле, все глобальные проблемы
современной цивилизации одной Россией созданы? Глобальное
вооружение, глобальное загрязнение, глобальное потребление,
глобальное делание денег… Войны и голод, болезни и катастрофы,
блеск и нищета… ума.
А что действительно на земле 1% "умных",
то есть денежных? И еще процентов 19-20 "среднего ума"
(сюда, кстати, относится и большинство профессоров с академиками).
А остальные 80% - просто "неумные".
Только непонятно, почему "умные"
рубят сук, на котором сидят, или гадят там, где едят и спят?..
Тоже ума недостает!?
Значит, на земле вообще нет умных (и денежные
умны только относительно безденежных)?
А еще спрашивается, есть ли разум на Марсе?
Чтобы на себя пальцем не показывать?
Все это "нелогично" до нелепости
и явно "сдвигает крышу". Потому что на это и рассчитано.
Чтобы у людей "мозги" работали с перегрузом и
не на то были направлены силы. Поэтому осмыслить эти дебри
и указать разумный выход никому не удавалось. Что делается
для того, чтобы "компьютер завис"? Как минимум,
дается "абсурдная" задача, которая заведомо не
решается.
Так и с людьми. Вот они и дорешались: "если
мы такие умные, то почему мы без денег"?!
А зачем людям деньги?
Чтобы купить еду, одежду, комфорт, благополучие,
удовлетворенность, любовь, счастье, ум, совесть, честь,
человечность, божественность?…
А кто и когда сказал, что все это недоступно
без денег?
А вы что, пробовали без денег еду достать?
И вас "вором" обозвали, законом преследовали?
И что теперь, нельзя "без разрешения" счастье
искать?
И что же вы намерены делать дальше? Как жить?
* * *
Вот так оно и бывает, когда в центре сознания
не природный УМ, а его заменитель - ДЕНЬГИ, созданные, если
помните политэкономию, именно в качестве универсального
заменителя всего в процессе производства, обмена, распределения
товаров и услуг. И естественно возникает резонный вопрос:
а почему деньги не могут заменить ум? По всем принятым в
социуме правилам игры, могут! И те, кто у вас спросит: "если
ты такой умный, то где твои деньги?" - будут правы!
Вы находитесь на их территории, вы рассуждаете по их логике,
вы играете по их правилам. Вы давно согласились на эту игру!
Так, не ропщите! И не верьте психологам, которые говорят,
что ум измеряется коэффициентом "IQ", единицами
измерения интеллекта. В этом из миров ум измеряется деньгами.
И считать проще. И никакого тестирования не надо.
А почему это так, об этом в следующий раз.
(ЦСкА. 2002.04.09)
© Российский Институт Творческого Мастерства
(РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002.
© При цитировании материалов ссылка на
сайт "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) и на книгу "XXI
век и психология людей новой цивилизации" обязательна!
Копирование и размещение на своих сайтах является нарушением
закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm
)