Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Наш пре-КРАСНЫЙ (L ) уголок: "С КОММЕНТАРИЯМИ"
А
БУДЕТ ЛИ РОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА?
- Я тоже отметил для себя безапелляционный
и уверенный тон, которым Вы повествуете, но … меня настораживает
не он конкретно (источник у Вас, похоже, верный), а то,
что Вы предлагаете людям, читателям, посетителям сайта,
живым людям с их проблемами и страстями для не только понимания
всей ситуации, но и реальной возможности им как-то изменить
себя. Конкретной практики я пока не вижу, не чувствую (вопросы
Андрея Ш.).
- Мы пока тоже не "видим" этой "конкретной
практики" в уже сказанном нами, хотя уже "чувствуем"
ее. Наверное, потому что много чего нужно было сказать для
"понимания всей ситуации". И обозначения нашей
позиции, чтобы читатели могли решить, а с НАМИ ли им нужно
поддерживать "контакт". Конечно, пока мало практики,
но уже в предыдущих "объяснительных" текстах мы
не раз давали практические "намеки" на то, о чем
мы говорим и на что ориентироваться. Однако вы правы по
существу: до "реальной возможности им как-то изменить
себя" мы еще не дошли. Хотя для разных людей "спусковым
механизмом" практических изменений может послужить
что угодно: один уже в ходе теоретического курса все схватывает
налету, а другому и практический курс дается нелегко. А
третьи просто знают, о чем речь, и "тихо улыбаются
в усы", следя за происходящим. Поэтому не следует забывать,
что у нас у всех пути уникальные, и все мы находимся на
разных стадиях пути к своей собственной вершине. Ну, а в
целом, на наш взгляд, мы еще не завершили и теоретический
курс.
- Информация важна только когда она может
проникнуть в сердце и изменить, трансформировать само существо
человеческое. Не хотелось бы думать о печальном опыте Кришнамурти,
который тоже много чего понимал и верно говорил, но ученики
его не могли пойти дальше, чем только слушать и повторять-пережевывать
словесную-интелектуальную "жевачку".
- Во-первых, мы Вам лично очень благодарны
за то, что Вы нам открыли такое имя, как Джидду Кришнамурти
(конечно, мы слышали о нем неоднократно, но как-то ни разу
не доводилось обращаться к его текстам). Сейчас, после Вашего
невольного сравнения нас с его опытом, мы заинтересовались
этим именем, и, с Вашей подачи, Джидду Кришнамурти стал
для нас приятным открытием. Одно только его такое суждение
многого стоит: "Я убежден, что Истина - страна без
дорог, к ней нельзя приблизиться каким-либо путем - ни через
религию, ни через секту. Такова моя точка зрения, которой
я придерживаюсь полностью и безоговорочно... Если вы сразу
поймете это, тогда убедитесь, что организовать веру невозможно.
Вера - глубоко индивидуальна, ее нельзя и не должно организовывать.
Если так происходит, она умирает, кристаллизуется, становится
убеждением, вероисповеданием, религией, навязываемой другим"!
Разве плохо сказано? Мы бы многим порекомендовали посмотреть
его тексты, прежде чем вступать в беспочвенные споры поверхностно
"социального" и "логического" характера,
вместо обмена информацией по существу… Это же Кришнамурти,
оказывается, говорил о вредности любого авторитета, и что
никакая организация не способна вести людей заданным путем.
И говорил, что способным понять и сотрудничать никакая организация
и никакой авторитет и не нужны. Ему хотелось освободить
людей от страхов и ограниченности. Чтобы понимать мир, нужно
быть свободным. Разве не так? Это же он беседует так, чтобы
эти беседы считали беседами между равными людьми, где нет
учителя и учеников. Еще более удивительным нам показалось
созвучие в том, что и мы часто просим "не верить нашим
словам, а только совместно размышлять". Такой тон нам
безусловно нравится! В особенности его представление о свободе
от внешних и внутренних воздействий и побуждений, ограничивающих
взгляд человека на жизнь. Ведь как все-таки невероятно трудно,
пройдя через семейное и школьное воспитание и образование,
впитав в себя жесткие шаблоны мышления микросреды, в которой
живет человек, сохранить чистоту восприятия ребенка? Этот
смелый и мужественный человек порвал со всеми традициями,
отрицая значение всех религий и духовных учителей. И непонятно,
почему его столь "клеветнически" считают хотя
и выдающимся, но "религиозным" деятелем. От ограниченности
тех, кто о нем пишет? Или от желания умалить его значение?
Ведь есть же факты, что после бесед с ним некоторые верующие
утрачивали свою веру в бога. Нам исключительно по душе то,
что ценил Кришнамурти - способность человека непредвзято,
без предубеждений, без авторитетов, а своими глазами смотреть
на жизнь ("безвыборочное осознание"). В результате
такого осознания, как он и говорил, рождается новое понимание
и происходит мгновенное изменение человека. Не случайно
одна из его книг называется: "Измениться немедленно"…
А во-вторых, может быть, и вовсе не случайно мы не встречались
с текстами Кришнамурти. А зачем? Он говорил своими словами
для одного круга людей. Мы, быть может, почти о том же,
но другими словами и для других людей. Он понятен для одних,
мы для других. Главное - в добрых результатах…
- В отличие от множества "восточных"
(идя на восток попадаешь на запад) философий, практик и
способов Бытия Ваше направление могло бы быть им родной
альтернативой (не противостоянием, поскольку все мы "чело-веки"
из одного пра-источника), опирающимся (возможно, если я
Вас правильно понимаю) на наши глубочайшие национальные
корни и традиции, что для органического роста очень немаловажно.
С уважением и наилучшими пожеланиями Андрей Ш.
- Углубляясь в прошлые эпохи, далеко-далеко
за "доисторические", времена, которые мы называем
"легендарными", действительно сначала попадаешь
в так называемое "арийское" и "доарийское"
прошлое, которое отчасти можно именовать еще более обширным
термином "ведической культуры". В это прошлое
и уходят наши пра-русские и пра-славянские корни. И естественно,
если учесть территориальное совпадение с современной Россией,
возникает соблазн обоснования "русского" происхождения
людей на Земле. Но какие "национальные" корни,
на чем основанные? У народов и наций продолжительность жизни
дольше, но тоже имеет конец: см. хотя бы исследования по
теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Поэтому мы считаем необоснованными
и вредными любые националистические теории и рознь на этой
основе. Люди сегодня преимущественно обосновывают свои "теории"
и "корни" на, - извините, пожалуйста, если это
грубо, - "дедушкиных" воспоминаниях "вчерашнего"
дня (видите ли, есть документы: дедушкины мемуары, потому
что при дедушке письменность изобрели, а раньше - какая
дикость! - даже письменности не было!). Отсюда всякие драки
за передел, пустое умничание и местничество. Но чем дальше
в прошлое углубляешься, тем меньше оснований для споров
и тем примитивней смотрятся "модные" теории на
ширпотреб, созданные для столкновения между собой людей,
социальных групп и слоев, стран и этносов… Да, естественно,
мы, углубляясь в прошлое, начинаем не с каких-то надуманных
абстракций, а как бы "живьем" - с себя, со своей
родни, страны, земли родной (если это можно считать "национальными"
корнями), но в контексте общечеловеческой истории и, заметьте,
психологии (что историками вовсе не берется во внимание).
Ну, глупо же, право, спорить о том, что в организме важнее
- сердце или легкие, рот или ноги?! А мы рассматриваем человечество
единым "организмом" жизни на Земле. У этого организма
одни "клетки", достойно отработав свои ресурсы,
распадаются, на их основе возникают новые "клетки".
Поэтому и история жизни на Земле не должна ограничиваться
историей "клетки" и не должна быть механическим
переносом модели клетки на весь организм. Фрагментарность
во всем должна быть преодолена, и основываться следует на
целостности. Поэтому мы высоко оценили Ваше напоминание
о миссии Джидду Кришнамурти, как вершине человеческой мысли
в ХХ веке в "логическом", "философском"
и "духовном" убеждении людей встать на "правильный
путь". Возможно, ХХ век в этом смысле является рубежом,
когда кончаются "словесные" призывы и убеждения
и начинается иная стратегия мышления и жизнебытия. Возможно,
поэтому "расплодились" и достигли максимума на
земле сотни тысяч и миллионы всяческих культурных, научных
и политических "рулевых", "учителей"
и "гуру", чтобы скомпрометировать до конца и довести
до абсурда саму идею "словесного" переубеждения
и "социального" переустройства жизни людей. Возможно,
поэтому все прежние "сражения" теперь перемещаются
в сферу ПСИХОЛОГИИ, психологического воздействия на сознание
и подсознание людей. И только потом, в виде "отражения",
они всплывают на социальном плане, порой в формах, никем
не предвиденных и не ожидаемых. А тут уж слова сами по себе
действительно ничего не значат. Так что "родная альтернатива"
человеческой продвинутости заключается теперь в знании психологии.
Недаром в ней, психологии, сейчас так же много образовалось
всяких научных и еще не научных направлений и отраслей,
что их так же много становится, как в прежние времена -
религий и духовных учений. Поэтому придется признать, что
"идеологическая" борьба ушла в невидимую "психологию",
как и предрекали еще в ХХ веке, что следующий век станет
"психологическим". Поэтому нет и не будет теперь
в психологии единого мнения и единого инструмента работы.
Поэтому сейчас так много развелось кругом всяких "психологов",
что только опытные специалисты "чуют", кто есть
кто. Поэтому мы не хотим отвлекаться на примитивные "социально-бытовые"
споры (а кому это так важно, найдите себе, пожалуйста, рассылки
по своему росту и уровню, или займитесь своим образованием
основательней). И поймите правильно: это не какое-то там
"высокомерие", мы не умаляем ничьи ум и способности.
Просто в современной социально-информационной сфере существующей
цивилизации каждый находит себе свою жизненную "нишу"
и поселяется в ней с удобствами для себя и по соседству
с теми, с кем ему жизненно важно взаимодействовать… И т.д.
…Благодарим, Андрей Ш., лично Вас за самые лучшие вопросы
последнего времени и простите за то, что многое из сказанного
адресовано всем и любому, а не лично Вам. С уважением, сотрудники
ЦСкА… (ЦСкА. 04.09.2002)
* * *
© Российский Институт Творческого Мастерства
(РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002.
© При цитировании материалов ссылка на
сайт "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) и на книгу "XXI
век и психология людей новой цивилизации" обязательна!
Копирование и размещение на своих сайтах является нарушением
закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm
)