Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
С
ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРАКТИКА?
Добрый день! И спасибо вам за вопросы, поддержку
и осуждение. Все это очень вдохновляет.
Хочется обратить ваше внимание на то, что
наша рассылка психологическая, а не историческая. Поэтому
нас интересуют в первую очередь "психологические"
выводы из информации о "золотом веке".
Замечательно, что описанная нами модель вызывает
у вас восторг и вопросы, заставляет задумываться, анализировать
и переосмысливать сферы, не связанные с психологией. Все
это еще раз доказывает, что мир целостный и все в нем взаимосвязано.
По просьбе наших читателей мы продолжаем разговор
о "конкретной практике". Думаем, это поможет вам
лучше воспринимать информацию наших рассылок, увидеть ее
практическую пользу для себя.
Сложно говорить о практической психологии
всем сразу, да еще и на виртуальной лекции, но мы постараемся.
Мы не ставим задачи дать один верный для всех
и на все случаи жизни ответ или единственную модель. Нам
хотелось бы показать разные стороны ситуации и возможные
варианты ее проявления. Чтобы вы сами видели, что та ситуация,
которая вокруг вас, имеет не одну сторону и не две, а много.
И этим расширить ваш выбор. Увеличить выбор жизненных альтернатив,
раскрыть творческую возможность создания, сотворения собственной
жизни. Важнее этого ничего нет.
Возможно, за точку отсчета, за критерий сравнения
вам и подойдет наша модель "золотого века". Потому
что плохо, когда берется лишь короткий исторический промежуток
и все остальное умалчивается, словно зачеркивается (будто
кроме 5-6 тысяч лет истории ничего и нет). А если этот известный
отрезок был лишь "черной полосой", а позавчера
была "светлая полоса"? Ведь это - полная дезориентация,
и тогда у людей вовсе нет никакой надежды вернуть или построить
светлое.
У нас нет цели призывать вас к идеалу. Идеалы
- это удел религий. Нам хочется, чтобы вам легче и комфортнее
стало в вашей реальности сейчас, и чтобы вы могли по вашему
желанию сознательно трансформировать ваш мир и себя, увеличивая
свой комфорт и свою радость, а также комфорт и радость окружающих.
Поэтому в первую очередь из практики хочется
говорить не о детях (ведь нас читают не они), а о вас, взрослых,
давно или не очень давно пришедших в этот мир и уже живущих
и работающих в нем.
Маленького человека, пришедшего в этот мир,
принято растить и воспитывать (за исключением некоторых
культур). Воспитывать с первых дней жизни (а сейчас модно
делать это еще и до рождения). Воспитывать - это, значит,
воздействовать на него и его поведение, менять, "лепить"
нового человека. Типичное пожелание молодоженам и родителям
- "воспитайте хороших детей"! А типичное, к сожалению,
высказывание педагогов: "мы не учим, мы занимаемся
дрессировкой" (из практики доверительных бесед)!
Маленького человека начинают менять, культивируя
определенные поведенческие реакции, внушая жесткие штампы
и однозначные ответы на возникшие и еще не возникшие вопросы
у ребенка, называя это передачей опыта или мудростью. Разве
это принятие нового жителя Земли, разве это любовь?! Им,
вновь пришедшим в мир, просто не интересуются. И вот из
таких всем известных фактов вытекают многие проблемные моменты
взрослой жизни.
Прежде всего, это практически проявляется
в том, что взрослый, не принятый и не любимый в своем детстве,
любить и принимать себя не сможет. А как же любить и принимать
себя, если его не любила и не принимала мама, самая дорогая
и значимая часть его самого в недалеком прошлом (во время
беременности матери), самая жизненно важная часть его мира.
Таков его первый жизненный опыт (совсем как в механизме
импринтинга!)…
Такой человек, как правило, ни за что не захочет
узнать себя настоящего, а как следствие - и выделять свои
проблемы и начать работать с ними. Потому что это неприятно!
И не просто неприятно, это эмоционально тяжело и больно!
И это - боль не "сейчас". Это - как бы грубое
вскрытие незажившей раны, той самой большой боли, которую
причинили еще будучи ребенком.
Человек, получивший такую травму, будет заниматься
любым самообманом, любым обвинением мира и окружающих людей
только за тем, чтобы избежать встречи с самим собой настоящим,
нелюбимым и плохим. И чем явственней эта боль просится наружу,
тем жестче и ожесточенней человек себя ведет, принимая явно
неадекватные меры самовыражения в мире. Часто даже социально
опасные.
Он может даже обсуждать проблемы, частично
примеряя их на себя. Но все равно ситуации узнавания себя
настоящего будет избегать. А без этого проблема не решается.
И, как следствие, практически любая работа психологов будет
бесполезна, за исключением случайных попаданий и прозрений.
Психологи этот факт не афишируют, но чаще всего считают
практически бесполезной серьезную работу с людьми в зрелом
возрасте. Свои надежды на результат они возлагают при этом
на детей и подростков, у которых психика еще достаточно
гибкая, чтобы что-то возвернуть и восстановить. А со взрослыми,
если и занимаются, то в основном стараются заниматься "поглаживаниями"
и поддержкой ("психологической", как любят и модно
говорить сейчас), минимально возможной адаптацией и просветительством.
Так или иначе, из психологической литературы, или из жизненной
практики, многие знают или чувствуют этот момент, и страшно
им вдруг оказаться ненужными только потому, что уже повзрослел,
"поезд ушел" и бесполезно догонять его. Отсюда
попытка отстоять то, что есть или осталось, любой ценой
("продлись, продлись, очковтиранье"!), будто уже
терять нечего, и агрессия против любого, кто хоть как-то
намекает на эти "болячки" и страх ("посягает
на устои") или задевает их ненароком. Со стороны это
смотрится неадекватно, а практически - создает конфликтные
ситуации на каждом шагу.
Практически у любого взрослого человека в
наше время есть серьезные психологические проблемы, мешающие
адекватно видеть действительность. Можно на них закрывать
глаза, но такова печальная ситуация. Однако она все равно
никогда не бывает безнадежной. Поэтому мы и будем говорить
с вами о психологической практике, а вы уж постарайтесь
начать любить и принимать себя. Любить и принимать себя
такими, какие вы есть сегодня.
Конечно, когда все слова испорчены, трудно
представить себе, а что это такое в действительности - любить
себя, принимать себя? На самом деле, по-настоящему. Вот
почему и затеяны нами все наши культурно-исторические изыскания
- чтобы докопаться до сути вещей и найти искомое, а вовсе
не потому, что психологам вдруг захотелось там полюбопытствовать
в истории человечества. Что-то изменять проще с корней,
с самого начала. А эти "корни" - в каждом из нас,
индивидуальном подсознании и коллективном бессознательном.
В этом случае узнавать себя настоящего будет
не страшно и не больно. И будет даже интересно. И немотивированная
агрессия не будет мешать вашему познанию. Значит, вы сами
сможете увидеть и свои проблемы. А возможно, еще и начнете
работать со своими проблемами, и даже будете успешны в своих
попытках. Это и есть путь к желанному практическому выходу.
Люди ищут тот свой "механизм", с
помощью которого можно не просто изменить, "перевернуть
мир", а постоянно управлять состоянием своего мира.
А когда он найден, тогда им не указ никакие авторитеты и
гуру.
До встречи! Продолжение следует. (ЦСкА. 13.09.2002)
© Российский Институт Творческого Мастерства
(РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002.
© При цитировании материалов ссылка на
сайт "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) и на книгу "XXI
век и психология людей новой цивилизации" обязательна!
Копирование и размещение на своих сайтах является нарушением
закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm
)