Простое творчество - Взрослое творчество для детей - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Взрослое творчество для детей

- Проекты
Страниц: 1

 

Огонь, вода и медные трубы? - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011.

Творчество есть процесс превращения невозможного в возможное.
П. Г. Кузнецов.1

 

О невозможном люди начали мечтать, видимо, с момента постепенной утраты своих способностей. Сначала для компенсации были придуманы волшебные средства (универсальные: палочки, рыбки разных видов, не утратившие способностей современники-чародеи; и узкофункциональные: шапки, ковры, мечи, сапоги, скатерти). Затем творчество человека пошло дальше безобидных сказок, появились первые технические объекты. Всё невозможное стало достигаться при посредничестве техники. Новое «волшебное средство» оказалось коварным, по сути – потребовало от своих «идолопоклонников» принесения человеческих жертв.

Творчество – это ещё и создание нового, того, чего до этого не было в явном мире. Каждый человек всю свою жизнь, с рождения, приносит в наш мир что-то неповторимое. Творчество многогранно, и в жизни ему всегда, как и подвигу, есть место. В этой статье мы коснёмся грани, которая связана с творческими идеями самого простого уровня.

 

Когда детям для развития воображения дают задание придумать новое существо, мышление начинает двигаться самым лёгким путём. А именно: «скрещивать» искомое новое существо из уже известных («Что будет, если скрестить ужа и ежа? - Два метра колючей проволоки!»).

В истории человечества также полно примеров подобного «детского уровня» творчества, дошедших до нас в сказках и мифах: кентавры, черти, ангелы, русалки, сирены… Есть примеры подобного объединения и в природе – летающие рыбы и мыши, двоякодышащие земноводные. Иван Мичурин применил этот же приём в растениеводстве для создания новых сортов. Результаты широко известны.

Придуманная тварь всегда приобретает хотя бы одно новое свойство, которого нет по отдельности у составляющих его первосуществ (как в бородатом анекдоте: хорошо иметь мужа-кентавра – и мужик в доме, и скотина в хозяйстве!).

Человека тянет к творчеству, поэтому он неустанно придумывает и новые средства для самовыражения. Сказки постепенно трансформировались в фантастику, в рассказы о будущем. Детская привязанность к скрещиванию породила научную фантастику (наука + сказка).

Особенно привлекательным для авторов объектом, по-прежнему, остаётся человек с его возможностями: в этом ряду беляевские человек-амфибия, Ариэль, уэллсовский человек-невидимка, пулестойкий «глиняный бог» А.Днепрова, защищённый от инфекций супер-иммунитетом «король крокодилов» А.Ломма и т.д. Модель чаще всего так же проста: человек + новое свойство.

Заметим, некоторые «научно-фантастические» идеи напрямую заимствованы из русских сказок: полёты, телепортация, супер-оружие, невидимость, неуязвимость – а первым «человеком-амфибией» был, видимо, Садко! В мрачной истории Дориана Грея, например, за вывеской из оригинальной уайльдовской рецептуры безсмертия несложно распознать сказки про молодильное яблоко и Кащея.
Логично было в век НТР ожидать и появления «мутанта»: человек + машина, раз уж повсюду нас окружает техника. Таких идей в фантастике, как известно, полно. Появился и специальный термин – киборг.

С появлением кинематографа фантастика обрела широкий экран. Потребовались в большом количестве и новые идеи спецэффектов для визуального воздействия на чувства, и новые сюжеты. Правда, «детский уровень» и здесь частенько имеет место. Более или менее оптимистичные «сказки» осваивают незастолблённые ранее идеи синтеза человека с мухами, летучими мышами, кошками, пауками; и венчают этот паноптикум люди-крестики.

Рано или поздно, вслед за философами, сценаристов должна была посетить идея ницшевского сверхчеловека, универсального всемогущего существа. Сериал «Герои» – массовый сборник новых человеческих сверхвозможностей, где в основе сюжета – противостояние двух сверхчеловеков, олицетворяющих, видимо, Добро и Зло. Оба героя, пребывая во цвете лет, шпыняют друг друга молниями и прочими «блюдами» из меню своих возможностей, и так же слабо дружат с умом, как и остальные западные супермены. Видимо, сценаристам не приходит в голову мысль, что новые возможности – не просто дар Божий, а результат развития тела, мозга и нравственности. По-другому ведь получится обезьяна с гранатой. Что мы «у них» и наблюдаем.

Вообще сюжеты, чтобы стать кассовыми, могут и не удивлять нас «недетскими» идеями, но должны опираться на возможно более древние, более мощные стереотипы-«площадки» в коллективном сознании. Один из «знатных мичуринцев» Голливуда – Джеймс Кэмерон. Разве сложно распознать в «Титанике» классический шекспировский сюжет о Ромео и Джульетте, помещённый в более современный антураж XX века? Душещипательная история о несчастной любви, стопроцентно «дающая кассу» ещё со времён Шекспира, конечно же, нашла отклик и в сердцах наших современников; это понравилось также инвесторам и режиссёру – что очевидно в следующем совместном с Шекспиром творении Джеймса, в «Аватаре».

Модель «Ромео + Джульетта на «Титанике» претерпела незначительное изменение, место действия теперь – другая планета. Тут и доказывать нечего: двое влюблённых принадлежат к двум враждующим кланам. В «Титанике» это - кланы богатых и бедных, в «Аватаре» – земляне и на’ви. Видовая разница во втором случае преодолевается изобретением аватара – химеры из сознания человека и тела на’ви. Окружающий героев антураж и набор приключений, предложенный режиссёром для главных и неглавных героев – это эмоциональный фон для зрителя, где грандиозная катастрофа (гибель суперсудна, битва за планету) масштабирует наше восприятие. От этого и любовь главных героев разрастается, и воспринимается невероятно «большой и чистой». Впрочем, это уже психологический приём. Кэмерон, безусловно, отличный психолог – а иначе в кассовом творчестве успеха не достичь.

Ну, а моя задача – демонстрация карамзиновского «ничто не ново под луною…» на широко известных примерах. История в «Аватаре», кстати, становится более оптимистичной по сравнению и с шекспировским творением, и с предыдущей работой Джеймса в «Титанике» (где «Ромео» умирает от переохлаждения). Возможно, Джеймс задумал «доработать напильником» созданный Шекспиром эгрегор трагичной любви, раз за разом производя «правку» коллективного сознания и переводя эту историю постепенно в русло с благоприятным для влюблённых исходом? В «первой серии» он спас «Джульетту», во «второй» – обоих влюблённых (тут меня посетила довольно циничная мысль: не значит ли это, кстати, что во второй серии «Аватара» Нейтири погибнет – чтобы у режиссёра Кэмерона сошёлся общий титанически-аватарный «баланс» влюблённых? Поживём – увидим).

Ну вот, о простейшем уровне творчества с примерами из жизни мы поговорили. В заключение, немного полезной информации.
Появление техники и технологий потребовало со временем всё большего творчества от людей, связанного с совершенствованием техносферы.

Тут возникли проблемы: оказалось, что далеко не все способны в конвейерном режиме генерировать идеи высокого качества, люди быстро выдыхаются.

Вторая проблема: использование техники снижает эволюционный уровень людей, понижается и качество разума. А для технического творчества нужен высококачественный разум.

Поэтому появились попытки разработать технологии творчества. Работоспособный алгоритм создал в ХХ веке советский изобретатель Г.С.Альтшуллер. Он, кстати, придумал и классификацию-регистр фантастических идей. Так появились четыре уровня «крутизны» творческой идеи (http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp), а также основанная на приёмах ТРИЗ и законах развития систем методология генерации идей в фантастике (к слову, Генрих Саулович потом создал и ТРТЛ – теорию развития творческой личности). Ему принадлежит и определение идеального творчества – это создание ИДЕАЛЬНОГО объекта, решения, произведения с ПЕРВОЙ попытки (его формулировку идеальности можно найти там же, на сайте). Он также выдвинул идею универсального образования, результат которого – умение делать ВСЁ в 16-17 лет (рассказ «Третье тысячелетие»).

Фантастика? Или хорошо забытое старое? В журнале «Ведическая культура» (№5, 2005г.) перечисляются 64 умения, делающих мужчину и женщину совершенными. Этот набор навыков, по версии журнала, был обязательным у наших предков. После овладения этими умениями можно было создавать полноценную семью. Найдите журнал в интернете и сравните древний и свой личный наборы умений! Кисловато? Нет худа без добра: чем больше разница, тем больше возможностей для начала работы над собой, ведь все волшебные средства для идеального творчества – внутри нас.

Геннадий ЛИТВИНЕЦ
 (Челябинск, март 2011).

1 Выдающийся советский учёный, автор концепции устойчивого развития, основанной на энергетическом инварианте (киловатт-час).

 

Публикация в эл.журнале ЗОВУ РИТМ, апрель 2011

Страниц: 1

Рекомендуем

17.10.11
Мечта
{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат