Родные боги в русском языке - 2 - Новые материалы о праздниках - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Новые материалы о праздниках

- Проекты
Страница проекта - Банк поздравлений
Страниц: 1

 

Продолжаем публикацию статей Андрея Геннадьевича Резункова. Начало см. в 3, 5, 7, 11-м номерах журнала за этот год. Продолжение публикации. Начало см. в 11-м номере.

От редакции

 

 

Резунков А.Г.,

доктор философии, член Русского Географического общества, руководитель общины «Крина», разработчик календарной системы «Коловорот»

 

 

 

Жива – жизненная сила

 

Ж – седьмая буква русской азбуки носит название живете – 2 л . мн.ч., повел. накл. от жити , что обозначает жи знь, жи вот, жи ть. В этой Жи , которая созвучна китайской Ци и японской Ки , сконцентрирована жизненная энергия, жизненная сила, веление жизни и закон жизни. Кстати, само слово си ла несёт в себе ту же основу (славянскую богиню жизненной силы называют Жива, Дзиева, Сива). Фасмер сравнивает праславянское sila с литовским siela – душа, дух. Физическое тело лишь тогда живо, когда в животе живёт Жива.

Неуёмный Ярила-зародитель вдохнул живительную силу в зерно и яйцеклетку и передал заботу о росте Живе-охранительнице, носительнице жизни. Теперь она будет спокойно и деловито радеть о взрослении и созревании. Жива со своими спутницами и помощницами Живицами реют над землёй, и от их ласковых взглядов всё наполняется жизнью и здоровьем.

Жива – олицетворение красоты цветущих садов и гармонии зеленеющих лугов, прелести любви и здоровья. Это и розовощёкий малыш-крепыш, и пушистая зверушка. Но не только в нежном возрасте посещает нас Жива.

На своём уделе человек строит свой дом, строит свой мир. Сначала этот мир зависит от многих людей – родителей, учителей, начальников. Если у него нет сил, его мирок так и останется пристроенным к чьему-то миру. Но первый шаг к своему миру – это мечта, это фантазия, это творение образа мира. Если эта мечта, этот образ жизненен, т.е. светел, красив, гармоничен – к нему придёт Жива и добавит жизненные силы для воплощения этого образа, для построения этого мира. Это большое искусство – быть небесным женихом извечной невесты, богини жизни и плодородия – Живы. Но если удастся поселить в свой дом Живу, в него потянутся и люди, и звери, и растения, и отдадут все силы, чтобы этот дом Живы стоял. Как поведёт хозяин своё хозяйство – по пути правды или по пути кривды – такой и будет у него мир. Бог атый хозяин близок к богу, бед ный хозяин с бедой дружит. В налаженном хозяйстве лад ное житьё, с ладом и усладой.

 

 

Смерть – мера жизни

 

Жизнь всегда борется со смертью. Смерть имеет корневую основу мер (умер), мор , мар которая проявляется как в имени богини смерти Мар ы- Мор евны так и в имени хозяина зимы - Деда Мор оза. Можно продолжить этот мер зкий ряд: умирать, замерзать, мр азь, кики мор а. Есть такой индоевропейский корень * mi -, * mei -, обозначающий обмен, посредничество, согласие, мир, дружбу, симпатию и меру. Др.индийский Митра ( Mitra , ударение на последнем слоге) буквально понимается как друг, другой участник договора. Митра со своим братом Варуной установили и поддерживают космические законы. Может быть это смелая гипотеза, но с мер ть, мер а и мир это близкие по смыслу слова. Смерть есть мера жизни.

Наши далёкие предки не воспринимали смерть так драматично и однозначно, как это присуще более современным поколениям людей. Славяне не знали за собой греха, не знали об ожидающем их по христианскому вероучению божьем суде, а потому руководствовались в своих поступках законами окружающей природы. И к смерти относились как к переходу к новой жизни. А возможность такового ежегодно доказывала ему сама природа, раз за разом умирая и возрождаясь вновь.

Жизненный путь человека русские люди рассматривают как длинную и трудную дорогу, по которой тот идёт от момента рождения до момента смерти, причём начало и конец пути смыкаются в одной точке: "Родится человек на смерть, а умрёт на живот". Бог выпустил человека "на белый свет, в божий мир" для того, чтобы он достойно прожил отведенное ему земное время, пахал и засевал землю, любил и защищал свою "отчину" от врага, вырастил сильных, добрых детей, а затем спокойно вернулся в тот мир, из которого вышел, веря, что с его смертью жизнь на земле не кончается: "Жили люди до нас, будут жить и после нас".

 

 

Русские Солнцебоги

 

СОЛНЦЕ, солнышко – наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготенья, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Так определил в своём Словаре понятие «Солнце» В.И.Даль. О Солнце можно говорить очень много и нельзя сказать в двух словах. Если спросить любого человека «Что такое Солнце?», он, не задумываясь, ткнёт пальцем в небо и скажет: «Вот, смотри». Разве можно объяснить очевидное?

Солнце определяет всю нашу жизнь. Солнце несёт свет и тепло, но спряталось оно за тучи – похолодало, помрачнело. Не смотрит Солнышко на Землю – плохо Земля плодоносит, и люди становятся хмурыми, мрачными, но если палит беспрерывно – иссушит, выжжет. Солнце встало, взошло – день настал; солнце закатилось, село – сумерки и ночь. И вот вам, пожалуйста, совершенно различные времена суток, совершенно различные состояния. А как отличается зимнее Солнце, которого всегда мало, от летнего – жаркого, палящего. Но Солнышка в мешок не поймаешь. И сокол выше Солнца не летает. Творящее, дарящее блага и карающее, неуправляемое и непостижимое – Солнце воплотило в себе первоосновное божественное начало. И к нему обращается человек в течение дня и в течение года со словами приветствия, благодарности и просьбы.

В славянских наречиях имя небесного светила звучит сходно: сонце (укр), слънце (болг), slunce (чеш), slonce (пол). В европейских языках то же созвучие : sol (лат), z o i l e h (греч), saule (лит, др.-прус), Sonne (нем), sun (англ). Древнеиндийское suras и авестийское hvare значат – солнце , солнечный свет. Посмотрите, насколько похожи по звучанию и по смыслу слова : сол нце, кол о, Кол яда, гел ио.

В каждое время года Солнце светит по-разному. Зимой, когда день становится совсем коротким и холодным, происходит чудо – зимний Солнцеворот. Нарождается новый год и к нам приходит юное Солнце – Коляда . Весенний Ярила приносит яр ость и яр кость, он на яр ивает землю, почву, природу, чтобы та раскрылась, расцвела, набрала сил для плодоношения. Летний Хорс делает Земле хор ошо, а щедрый Дажьбог наполняет закрома урожаем. Плоды собраны, ссыпаны в закрома. Нет больше ярких красок, всё серое – от чёрного цвета земли до белого снега. Наступает суровое время Кощея , который над златом чахнет. И такой коловорот – круглый год, каждый год.

 

 

Календарь – Коляды дар

 

Наши предки Солнце звали Коло , ведь оно ходит по кол ее, кол есом, о коло, по сол онь. А время зимнего Солнцеворота прозвали Корочуном – ведь это самые короткие дни в году. После него хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. В Корочун приходит Коляда – маленький Коло, юное нарождающееся Солнце. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям радость надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. Коляда – в этом имени можно найти два божественных начала – Коло и Лада, которые слили воедино свет и гармонию, плодородие и космический порядок.

Коло – идея вечности и вращения творящего акта. Кол – ось, вокруг, о коло которой происходит коло вращение . Владимир Даль определяет коловращать как обращать кругом, вертеть вокруг , а коло круг, окружность, обод, колесо . В толковом словаре Ожегова слово коловорот представляется как ручной столярный инструмент для сверления отверстий , и только как устаревшее, книжное понятие – это круговорот, непрерывное вращение . Коло врат , коло кат , коло верть – так на Руси называли зимнее и летнее солнцестояния (солнцевороты). Колоземицей , мироколицей называет Даль воздух, окружающий земной шар и образующий атмосферу. В.Даль выводит Коляду и слово календарь из римского понятия calendae . Хотя бытует и другое мнение. Коляда (или, как в «Велесовой книге» Коленда, или просто Коло) – бог круговращения материи и времени, которого особо вспоминают в начале года (колядки, колядовщики), подарил миру колендарь (Коленды дар), а римские календы приходились на момент празднования Коляды и были заимствованы.

Вестниками рождения нового мира приходят колядовщики , которые несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с коло сьями. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни- колядки , славящие Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку, а те ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновлённым.

Коло можно найти во многих русских словах. Так кол есо несёт в себе символику круга, кругового движения и вращения небесных светил. На больших календарных праздниках колёса водружают на высокие жесты. На Колядки горящее колесо вкатывают в гору, по весне – катают, а на Купалу – скатывают с горы.

Есть такое интересное слово коло да . Оно обозначает толстое бревно, обрубок (так же называют различные предметы, сделанные из обрубка бревна – улей, гроб, челнок и пр. – но это уже производные). У южных славян есть обычай сжигать на рождество бадняк – круглое толстое бревно, а когда оно горит, стучать по нему палками и по характеру искр смотреть, каким будет новый год. Колодой называют полный набор игральных (и гадательных) карт. Всё это наводит на мысль, что колода и Коляда – ближайшие производные от общего слова. Может быть, случайно сохранились такие загадки 10 : « Лежит колода, по ней дорога, пятьдесят сучков да триста листьев », « Лежит колода поперёк дороги; в колоде 12 гнёзд, в гнезде по 4 яичка, в яичке по семи зародышков »? Обе имеют одинаковый ответ – год .

Из слова колода же В.Даль выводит и колод ец, колод езь – узкая и глубокая яма, иногда вырытая до водяной жилы; может быть одета срубом или камнем или цельною дуплястою колодою. Фасмер пытается связать колодец с кладом и холодом . В этом нет ничего удивительного – в русском языке как в шахматах все слова связаны, образуя единую живую картину мира. Кстати, колодец осмысляется как пограничное пространство, путь в ирий и канал связи с навьим, потусторонним миром. Вспомните, как падчерица попадает на встречу с Дедом Морозом.

Другая очень важная обрядовая штуковина – колокол , близка по написанию и звучанию, но не поддаётся логическому осмыслению. Может быть, это имя появилось от созвучия с колокольным звоном? А ещё говорят, что били « кол о кол » и придумали колокол, но это версия вызывает большие сомнения, но, тем не менее, в колокол бьют именно тогда, когда надо обозначить начало чего-нибудь или привлечь внимание к важному событию. « Язык есть, речей нет, весть подаёт ». Колокольным звоном провожают в ирий-рай душу умершего.

Но в колокол можно бить, а можно и коло тить . « Цепом бьют со всего плеча, а шубу колотят легонько ». « Молот бьёт, молоточек колотит ». Считается, что « колот ить» произошло от « колоть » – тыкать, пырять, наносить удар острым предметом ( колом ?). А от острого по хрупкому происходят с кол ы , поэтому сучки рубят, а дрова колют. Если мы пойдём от «дров» к «полену», а от «полена» к «колоде», сможем ли мы пройти по этому пути?

И ещё есть одно слово, слово-понятие, слово-гнездо: коло с . Связано ли оно с колом-солнцем и как? С маленькими солнышками можно сравнить зёрна, но никак не колос. На кол больше похожа солома – стержень растения, но, опять же, не колос. Однако только колос в имени своём хранит « коло ».

Мне кажется, что значимым словом из этого ряд является колдун – смысл этого слова уходит корнями в далёкое прошлое и уже забыт. По мнению Срезневского так в старину называли людей, совершавших обряд жертвоприношения. Оно созвучно таким словам, как колод а , колод ец , Коляд а . Рассматривая корень слова “колдун”, Афанасьев 11 построил такой ряд: колд = калд = кълд = клуд = куд , тем самым уровнял колдуна и кудесника не только по сути, но и лингвистически. Под воздействием христианской идеологии колдуны попали в разряд черных, вредоносных деятелей, причём с мрачной, отталкивающей внешностью.

Богат обрядовый стол колядок. Колядками называют выпеченные из постного ржаного или смешанного ржаного и пшеничного теста тонкостенными пирожками, начинёнными ягодами, грибами, творогом. Угощают гостей коливом – поминальной кутьёй, кашей из пшеницы, либо из полбы, рису (но также этим словом обозначают росток, побег, стебелёк). В русском языке сохранилось название обрядового хлеба – колобок , в Болгарии его называют питка, а в церкви – просфорка. Калач ( кол ач) – это белый хлеб с пористым мякишем, изготовленный из пресного теста, напоминающий по форме замок с круглой дужкой. В старину калачи выпекали к праздничным дням в специальной глиняной форме “калачный круг”.

Сейчас возрастает интерес к старинным славянским, а не заимствованным христианизированным именам. Но, тем не менее, большинство всё же скажет, что Николай и Коля – одно и то же имя. «Николай», в переводе с греческого, значит «победитель народов», но мы привыкли Николаев звать уменьшительно-ласково – Коля. Но Коля звучит как ласкательное от Коло, т.е. Солнышко. Но что интересно, Никольщина (день святого Николая, Мирликийского чудотворца; Никола зимний, холодный; Николин день – гостевой праздник, братчина: «Красна Никольщина пивом и пирогами») приходится на начало зимнего коловорота (19 декабря). Другое совпадение: Никола-вешний отмечается по старому стилю 9 мая, что совпадает с древним праздником, посвященным Микуле Селяниновичу. Кстати, «Микула» тоже старинное славянское имя, а не «уменьшительное» от «Николай».

Искатели легендарной Гипербореи пытаются найти её следы на русском Севере. Соло вецкие острова, Коль ский полуостров, река Коло – не несут ли эти названия отпечатка Солнечной страны, где полгода не садилось Солнце? Не из этой ли страны появились и былинные богатыри? Не оттуда ли наши предки направили свои стопы в Индию и Европу, построив по пути страну городов – Аркаим?

 

 

Ярая сила Ярилы

 

Ярь или ярина – растительная сила почвы, с соком поднимающаяся по стволам деревьев, из корней уходящая в стебель растения. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Весной сеют яровой хлеб, который собирают по осени. Корова, которой нужен бык, " ярится ", и телёнок, который задорно бегает по полю, задрав хвост, тоже ярится.

В достаточно современном словаре Ожегова 12 прилагательное ярый 13 толкуется как: 1) яростный; 2) страстно преданный, убеждённый; 3) яркий, светлый, сверкающий. У Владимира Даля 14 для слова ярый представлен более широкий спектр: огненный, пылкий, горячий; белый, блестящий, яркий; сердитый, злой, лютый, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, неудержный, быстрый, крайне ретивый, рьяный; горячий, похотливый . В Словаре древнерусского языка Срезневского 15 : яра – весна, а ярый – весенний, яровой (но также гневный; гневливый, сварливый; жестокий; строгий; смелый, отважный; сильный, порывистый); ярь – яровой хлеб, а ярица – зерно ярового хлеба; яръкый – светлый, яркий, сверкающий, но также и суровый, гневный. Срезневский древнерусское слово ярость (которое должно писаться с юзом , а не с я , как написано) приравнивает к гневу, ярости; пылкости, горячности; строгости, суровости, но и к веселью . В Этимологическом словаре русского языка Фасмера 16 : яра – весна, ярь – яровой хлеб, ярые пчёлы – первый рой в улье летом, яровик – животное или растение этого года. Иванов и Топоров, Фаминцын и Фасмер приводят близкие слова из языков славянской группы: украинская ярь – весна, яровой хлеб, ярий , яровий – весенний, летний; древне-руский яръ – тоже весенний, летний; болгарское яра – весна; чешское jaro – весна, jary – весенний, этого года, яровой; словенский jar – весна, jary – свежий; польские jar и jarz – весна, jary – этого года, яровой.

Видно, что корневая основа яр несёт в себе ярую силу Весны и Солнца, в ней заключено живительное, зарождающее начало. Ей свойственна пылкая необузданность, которая может проявиться от безудержного веселья до сурового гнева.

Обратите внимание. Праславянский j а r ъ родственен авестийскому a у ar , уā r – год, готскому jer и немецкому Jahr – год, греческому a r w – время года, пора; z o r w – время, год. В английском языке year – год, а yard – ярд, меры длины. Один ярд равен 0.9144 метрам , а старинный русский аршин равен 0.7112 метрам (отметим, что оба названия созвучны и равны, примерно, длине ноги).

Хочется отметить ещё одну интересную деталь, может быть она не очевидна, но прослеживается: ярина , ярьна – овечья шерсть; ярка – молодая овца; яра – ягнёнок (в литовском eras , eris – ягнёнок, erena – баранина; древнепрусский eristian – ягнёнок, латинский aries – баран, и пр.) По астрономическому календарю год начинается с весеннего равноденствия, когда Солнце приходит в знак Овна-овцы ( aries ) и покровителем этого знака считается М арс ( Арес ) – яростный, весенний бог (впоследствии более известный только как бог войны).

Пик Весны приходится на начало мая. Православные христиане поминают 6 мая Георгия Победоносца-Змееборца. Георгий – один из самых почитаемых в народе святых. В народном сознании Георгий – хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота защитник диких зверей, начинатель скотоводческих и земледельческих работ. Ведь и имя у Георгия – в переводе с греческого языка – земледелец. В народе же Георгия зовут Егорием, Ягорием, Юрием. Посмотрите, как созвучны имена Юра и Ярила. А в божественных именах собратьев Ярилы, имеющих своё гражданство по всей Евразии, также можно найти общую корневую основу. Солнцебогами называют арамейского Йарихбола и древнерусского Хърса , древнеегипетского Гора , армянского Арэва и древнеиранского Хварну . Из греческой мифологии хорошо известны богиня мать Гера и самый сильный герой Геракл . Гермеса , как и Ярилу, почитают на празднике пробуждения весны. Эрос , он же Эрот больше знаком как бог любви, а Арес (по римской мифологии известный более как Марс ) – войны. Список можно продолжить: ведический Арьяман и авестийский Айрьяман , южнославянский Герман и Ерды у ингушей. Все эти имена имеют прямое или косвенное отношение к плодородию. Кстати, тюркское слово йер как и скандинавское ерд означает – земля. А рунический знак < > под именем йеро расшифровывается как урожай. И уж, я думаю, нет необходимости объяснять, что такое хер и рассказывать о его роли в продлении рода… … …

(окончание следует)

(г.Санкт-Петербург)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2010г.

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат