Как

Творчество

- Проекты
Страниц: 1

 

обложка

Уроки творчества:

 

Продолжение материала, начатого в прошлом, мартовском выпуске журнала. Публикуется еще один фрагмент работы по творчеству В.П.Крапивина, по его трилогии «Мальчик со шпагой». От редакции

 

(или Авторская позиция в повестях)

 

…Любое художественное произведение выражает определённую авторскую позицию: через характер художественного отражения действительности и через характер преобразования этой действительности. И то, и другое представляют точку зрения писателя на изображаемое, в чём убеждает нас проанализированная нами трилогия «Мальчик со шпагой». Говоря словами М.Бахтина, «каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1972. - С.7.). Следовательно, в конкретном художественном произведении надо искать определённые принципы, законы словесно-художественного построения образов. Потому что «внутри произведения для читателя автор - совокупность творческих принципов» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1972. - С.130.).

В ходе анализа мы убедились, что автор выражает свою позицию главным образом через героев трилогии, которые в совокупности достаточно ясно представляют авторскую концепцию подростка. Кроме этого, он использует в немалой степени и сюжетно-композиционные средства, иной раз и отбором фактов и выразительных средств даёт понять свою точку зрения. Не отказывается и от прямого включения в ткань повествования с той или иной оценкой, с тем или иным суждением, обращением к читателю. Поэтому в данной работе в той или иной степени освещаются и близкая писателю сфера жизни, и особенности его поэтического видения, и характер выбора центрального героя, и сюжетно-композиционное строение произведения, и выразительные средства и характер отбора фактов, а также стиль, метод и пафос. Кроме того, совокупность персонажей, взаимосвязи между ними, группировка образов, отношение автора к ним. Только такой анализ даёт целостную картину модели мира, изображённого в данном художественном произведении.

Мир В.Крапивина огромен и сложен. И неправы те, кто «прописывает» его исключительно по ведомству «детской» литературы. Некоторыми критиками ещё с начала 60-х годов утверждается, что он пишет одновременно для детей и взрослых (например, О.Александров и Р.Бухарцев - в 1963 году). В том же неоднократно признаётся в разные годы и сам писатель. На наш взгляд, это существенный нюанс. Настоящая литература вообще не делится на детскую и взрослую, просто некоторые произведения по сложности не совсем доступны для детского понимания.

В.Крапивин не ограничивается анализом ребячьих характеров и ребячьих отношений как формирующихся характеров и отношений. Весьма важное концептуальное значение для него имеет предвосхищение завтрашнего, откуда он переносит в настоящее столько, сколько может перенести и закрепить в настоящем. Это ведет к углублению психологизма, что не всегда удаётся сочетать с занимательностью. Но чаще всего В.Крапивин счастливо проходит между этими Сциллой и Харибдой, в результате книга получается «необычной», «сильной». Сила, пожалуй, в том ещё, что с 60-х годов (в частности, с повести «Оруженосец Кашка») автор «доказательно утверждает, что в ребёнке любого возраста нужно видеть, признавать и уважать человека» (Марченко С. Три часа в стране Кашки. // На смену! 1966. 8 окт.).

О правдивости повествования здесь уже говорилось. Добавим только, что писатель не приукрашивает, не замазывает недостатки жизни в духе «педагогов», тщетно пытающихся оградить детей от всего кажущегося плохим, создавая вокруг них чуть ли не тепличные условия. Они считают, что дети не доросли до полной правды (а до полуправды - то есть лжи - значит, доросли!). В то время даже на уровне правительства и ЦК так же благополучно считали, что и народ, как ребёнок, не дорос до полной правды. Именно правдивость изображения больше всего задевала тех, кто в своё время возмущался произведениями В.Крапивина, хотя правдивость - краеугольный камень реализма. Особенностью Крапивина является то, что правдиво воспроизводя реальность, он не лишает читателя оптимизма, веры в торжество высокой романтической мечты.

Недаром его герой наследует, говоря словами самого В.Крапивина, «жгучую любовь к своей революционной стране и бескомпромиссность в борьбе со злом», присущие гайдаровскому Тимуру. В этом ключ к пониманию образа Серёжи Каховского.

И всё-таки Серёжа Каховский - не «сегодняшний Тимур». Это другой герой своего времени, рождённый другим временем. И у писателя несколько иное понимание сути воспитания на новом этапе жизни. В результате, рождается своя собственная модель жизни, не очень-то похожая на реальную, но роднящая В.Крапивина с Грином, с его ощущением сказки жизни.

В повести «Всадники на станции Роса» у В.Крапивина «только очень маленькие дети верят в чудеса. Да ещё старые, много пожившие люди утверждают, что чудеса всё-таки бывают… …Он (С.Каховский. - А.Н.) был просто мальчик и твёрдо знал: на свете не бывает чудес…» И в тайне верил, что появятся они, его всадники из сказки, когда потребуется их помощь. Такое сочетание бывает, наверное, только в детстве: твёрдая уверенность в отсутствии чудес и жажда чуда. Мы становимся свидетелями душевного потрясения Серёжи, когда его сказочные всадники на самом деле прискакали в трудную для него минуту. Сколько угодно и здесь можно рассуждать о гайдаровских или иных мотивах, но суть-то заключается именно в гриновском делании чудес своими руками: «Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя» (Грин А. Алые паруса.). И сколько угодно можно говорить о стечении ряда обстоятельств, вмешательстве Алексея Борисовича, а дело заключается в умении и желании ими воспользоваться. В подтверждение и тут можно сослаться на А.Грина: «Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно - в нас самих и ждёт лишь внешнего повода для выражения действием» (Грин А. Дорога никуда). В итоге, Ассоль дождалась чуда - алых парусов и своего принца! Серёжа дождался всадников, и сам воспылал желанием стать Всадником!

Всё творчество В.Крапивина, в частности, трилогия «Мальчик со шпагой» во всей своей структуре, в своём содержании, подчиняясь закономерностям художественного развития, в то же время тесно связано с взаимодействием старого и нового в самой общественно-исторической действительности, которая не очень располагала к тому, чтобы её безнаказанно критиковали. Отчасти и поэтому опирается В.Крапивин не только на гриновскую романтику, но и на его же некоторую отстранённость от реальности. Потому что по-гайдаровски непримиримая прямота в 70-е годы укладывалась лишь в русло восхваления «социалистических достижений». И всё же произведения В.Крапивина стали существенной критикой всего косного в воспитании подростков, притом критикой мастерской, высокохудожественной, опирающейся и на практическую педагогическую деятельность автора.

Таким образом, В.Крапивин, открыто и категорически не выступая против устоявшихся (или застоявшихся) догматов официальной идеологии и политического лицемерия, обращается к общечеловеческим ценностям, тем самым выражая косвенное несогласие, в умеренной форме, с официальной охранительной линией в литературе и искусстве.

Своя же концепция современного подростка у В.Крапивина, как показывает проделанный анализ, опирается на общечеловеческие нравственные ценности, мало зависящие от той или иной идеологии того или иного общества, с одной стороны, и на прочную базу его убеждённости в своей правоте, на единство жизненной и творческой позиций, с которых он подверг художественному анализу современную действительность, с другой…

Алексей НЯНИН (фрагмент работы «ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.)» 1989 года)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2016

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат