Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Это малина, дети же – не малина, не собственность родителей, а разумные существа, с которыми нужно уметь договариваться. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

…Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем наш разговор о детях и взаимодействии с ними. Продолжаем раскрывать тему с обсуждения вопросов, заданных в письмах Анной и Галиной. Напоминаем:

- «Конечно, мамы хотят одного, а дети совсем другого. Какой-то постоянный торг с использованием детьми наших лучших побуждений. … Галина Л-ва (23.11.2005г.)»

Да, действительно, сама проблема очень типична и достаточно сложна. Но сложность ее лишь в том, что она обычно состоит из комплекса проблем как бы слитых воедино. Комплекса, который, будучи довольно запущенным, давит и кажется, что его уже никак не распутать. Давайте разбирать такую проблему на составные части. Тогда, поняв суть, каждый из вас, каждый родитель, сможет разобраться в механизме появления подобных проблем и видеть свою индивидуальную ситуацию, вносить необходимые коррективы в собственную жизнь. Уменьшить или совсем исключить со временем источники проблем такого рода, а затем и сами такие явления из своей жизни.

А еще мы непременно напомним вам основные этапы развития ребенка и особенности возрастной психологии от рождения до 3-4 лет. Ведь именно в этот период происходит закладка подобных проблем, сложно корректируемых в дальнейшем. Забыв об особенностях психологических изменений взрослеющего малыша, родители рискуют стать на долгий срок заложниками детских манипуляций, естественно перерастающих в конфликт. А ребенок очень рискует застрять, запутаться в состоянии детского инфантилизма, который впоследствии, уже в его взрослой жизни, может вылиться в огромные сложности взаимодействия с миром и серьезное внутреннее противоречие. Сами посудите, ведь мир, а особенно современный социальный мир, вовсе не будет сюсюкающей нянькой для вашего выросшего малыша. Кто будет исполнять его все еще «детские» капризы и прихоти – друзья, партнер по браку, начальник или подчиненные на работе? Проблемы такого рода у «избалованных» детей обычно переходят в срывы и разочарования, обиду от неоправданных ожиданий. Вот и получается, что очень тонкая это вещь – взаимодействие с детьми. И даже не думается в момент общения и взаимодействия с детьми, что именно сейчас закладывается и передается опыт на сто лет вперед (своему ребенку, его детям и внукам – вот насколько это устойчивые и трудно корректируемые вещи!). Очень сложно и важно не пропустить эти тонкие грани в ваших отношениях с собственными детьми. Пока еще не поздно.

Поэтому мы и подчеркивали, что самым важным в этом взаимодействии является УМЕНИЕ БЫТЬ СОБОЙ, БЫТЬ НАСТОЯЩИМ в ваших отношениях в семье, а особенно с детьми. Вот когда не придется изворачиваться и придумывать фальшивые вещи, типа «принципов воспитания» и «святой лжи» ради блага ребенка и т.п. Именно умение быть собой (собой настоящим!) позволит как бы внутренним чутьем увидеть, почувствовать все эти нюансы ваших взаимоотношений, все эти тонкие грани понимания и доверия.

Итак, сегодня мы будем говорить о манипуляции. О том, как и почему дети выбирают этот путь взаимодействия с родителями, а впоследствии часто и с другими людьми. На чем играют наши дети, и почему мы допускаем это? Галина говорит о «торге с использованием детьми лучших побуждений» родителей. Анна обращает внимание на то, что есть желание, чтобы дочь их не напрягала, не отвлекала от важных дел…

Итак, с одной стороны, ребенок, который осваивает мир. Ему нужны ласка, внимание, понимание и поддержка. С другой стороны, любящие родители. Как формируется механизм манипуляции, и почему взрослые становятся его заложниками?

Дети осваивают мир и очень быстро обучаются всему новому и необходимому им для жизни. Они делают это естественно и непосредственно, как и дано от Природы. Поэтому они очень быстро – охотничьим или исследовательским чутьем! - находят «слабые» места взрослых, пригодные для управления. И в этом явлении совершенно нет злого умысла. Это простой и естественный животный механизм. Правда, у животных этот механизм работает лишь столько, сколько это необходимо растущему детенышу. И если кошка, собака, волчица и т.д. терпят своих детенышей, опекают, переносят с места на место, вылизывают ровно столько, сколько это необходимо, то люди, в лице современных родителей, границы этой природной необходимости практически повсеместно не ощущают. Они утратили детскую гибкость, любознательность, чутье. Обзавелись жесткими конструктами мышления и стереотипами (чтобы меньше думать!). И нет у них понимания и живой связки «ребенок-мать» и «ребенок-отец». Вот и получается у них либо недостаток внимания и понимания, либо их перебор. Причем что хуже, определить сложно.

Вот и переходим в отношениях с детьми, не успевая за их действиями и реакциями, к простым и понятным манипулятивным механизмам, типа: «вымоешь пол – пойдешь гулять, пойдешь в компьютерный клуб» и т.д. Или в более раннем возрасте: «Не плачь, а то бармалей заберет» и т.п. «Съешь кашу, дам конфет» и т.п. Да, это примерно вот так. Взрослым ТАК ПРОЩЕ. Чем это закончится для них и чем продолжится у их детей во взрослой жизни, при этом как-то не думается. Расчет на то, что, может быть, как-то и обойдет их беда. Но в реальности получается только то, что делается собственными руками.

А еще мы, взрослые, не знаем себя (настоящего, от природы данного), стесняемся себя и своих реакций, а значит, хотим быть или казаться лучше. Нас так воспитали: дали некий набор правил поведения и заглушили природное. Сделали из нас почти что искусственную личность с навязанными манерами поведения, когда не понятно, когда и как на что-то реагировать. Отсюда растерянность, отсутствие ориентиров, сомнения в том, а как нужно поступать. Вот и хотим быть «правильными», добрыми, социально одобряемыми родителями. Часто хотим наугад и второпях…

И при этом не думается, что «общественное мнение» - это лишь набор всех кем-то когда-то озвученных социальных правил, и ссылка на них абсолютно ничего не решает, без конкретного умения действовать эффективно и сообразно ситуации. Надо же думать, прежде чем действовать, что из этого выйдет!

(Известно, конечно, что современная педагогика вот уже веками как раз отучает думать и прививает послушание. А послушный хорош, пока слушает и выполняет инструкцию, но не приспособлен действовать самостоятельно и быстро находить выход в непредвиденных ситуациях.)

А что дети?.. Дети находят эти места несоответствия («слабые звенья»!) своим природным «чутьем» и используют. Ведь это же естественно: зачем лезть на дерево, когда его можно обойти!

Например, какое детям дело до того, что папа боится повысить голос в ответ на каприз или иную «нехорошую» сценку, потому что это, по его социальному убеждению, «неправильно»? Главное, он точно купит самолет, выпрашиваемый на глазах у изумленной публики. Ребенок естественно и очень точно чувствует это внутреннее несоответствие, настоящую слабость, и его не обмануть напускной позой уверенности или сердитости.

И совершенно не важно, что мама стесняется своей ревущей и капризничающей дочери и что ей стыдно показаться на людях «плохой мамой» совершенно не воспитанного, по социальным меркам, ребенка. Это маме важнее сейчас выглядеть перед случайной публикой «прилично», чтобы ее одобрили! И не думается в этот миг, что случайная публика рассеется сейчас же, а она останется со своей проблемой навсегда. Не думается, потому что ей самой дали некогда заучить набор правил, «что такое хорошо и что такое плохо», но не научили по-настоящему действовать в жизненных ситуациях. И она, такая мама, сама же предлагает условия собственной «покупки» (вот они где, зачатки подкупа и коррупции в обществе!), типа: «не плачь, сейчас пойдем домой и куплю тебе…» Или «не мешай нам разговаривать по телефону, давай включу тебе мультфильмы, компьютер» и т.п.

Возможно, ребенок и не собирался ничего выпрашивать (по крайней мере, природной необходимостью это не диктуется). Возможно, он просто устал, раздражен, болеет... Но механизм уже запущен. В дальнейшем он непременно будет использован сразу или после нескольких повторений. Как игрушка, данная ему самыми близкими людьми. И, напоминаем, нет в этом совершенно вражды и злого умысла. Есть просто естественная потребность комфортно, в первую очередь, ЭМОЦИОНАЛЬНО комфортно, организовать свое детское пространство.

И лишь наша взрослая вина и беда в том, что мы поддаемся на это, желая казаться или быть «лучше» в собственных глазах и глазах окружающих. А еще поддаемся, будучи не очень уверенными в себе и правильности своих действий. Еще поддаемся потому, что часто задерганы обстоятельствами, все бежим, спешим куда-то и очень устали. Поэтому проще поддаться на детские манипуляции. Соблазн легкого и быстрого решения ослепляет ум, усыпляет наши внимание и здравый смысл.

А ведь выйти из этой игры намного сложнее, чем в нее попасть.

Вот каким образом мы с вами, дорогие родители, сами добровольно становимся заложниками своих слабостей и предубеждений (особенно, когда желаем КАЗАТЬСЯ «лучше»!).

Раздражение копится. И это понятно. Ведь нас просто «используют»! Начинаются срывы, обвинения, обиды и ссоры. Конфликтные взаимоотношения, в которые потом втягиваются еще школа и общественность. А тут уж родители и вовсе теряются. Маленькие оплошности оборачиваются неразрешимыми проблемами, родители начинают по-детски наивно изворачиваться, лепетать «правильные формулы воспитания», заученные ими давно, будто им за это сейчас хорошую отметку поставят, и скрывать при этом свои реальные отношения с детьми от школы и общественности (мол, они стараются и делают все, что в состоянии, для блага ребенка, и только он, такой «нехороший», не ценит этого и т.п.). А в отношениях с ребенком, будучи уже не в состоянии переломить запущенную ситуацию, либо обостряют конфликт дальше, либо еще больше средств вкладывается в подкуп хорошего поведения. Или и то, и другое. К сожалению, как показывает практика, это очень распространено и давно распространено. Уже много поколений проходили и проходят через этот социально-педагогический конвейер. Результат вы сами видите по тому, что происходит в современных обществах всех стран современной цивилизации.

И в любом случае, при таких-то отношениях, мы начинаем отдаляться от своих детей, как и от любых других источников неприятностей. Знакомо?

Особенно легко и быстро дети, как правило, манипулируют бабушками и дедушками. Правда, часто это еще и взаимный договор сторон. Бабушкам и дедушкам хочется реализовать свой нерастраченный потенциал, допережить и доиспытать некогда отнятое у них самих детство. И нет у них при этом никакой ответственности за воспитание («ответят» родители!). Им общество (то же самое пресловутое «общественное мнение») позволяет баловать. Дети при этом, в меру возможностей конкретной ситуации, наслаждаются свободой и часто намного более полноценным эмоциональным обменом. В подобном взаимодействии с бабушками и дедушками часто нет конфликта. Взаимная манипуляция идет с добровольного согласия сторон и не воспринимается как манипуляция.

Мы разобрали одну грань этой проблемы. Давайте рассмотрим другие грани этой очень типичной проблемы в отношениях с детьми…

*   *   *

Говоря о детской манипуляции, разумеется, не следует забывать об особенностях современного общества. Ведь именно сегодня умение манипулировать другими людьми превращено в одну из «доблестей» современности. Этому обучают специальные курсы и школы за достаточно хорошую плату. Этим принято гордиться. Так принято понимать взаимодействие между людьми.

Подчеркиваем, что превозносится именно умение манипулировать, а не умение руководить другими. И не способность договариваться, мудро согласовывая интересы разных людей. Мы с вами уже почти привыкли к этому.

Способность взаимодействовать друг с другом иначе жестко вытесняется из нашей жизни. Разумеется, мы все становимся заложниками такого положения вещей в обществе. Это касается всех видов взаимодействия между людьми, но особенно разрушительно влияет на родительские взаимоотношения с детьми.

Мы почему-то забываем, что дети практически во всем «пойдут дальше» своих родителей. Ведь они учатся у нас почти каждое мгновение. Спохватываемся мы порой достаточно поздно, когда ситуация зашла уже достаточно далеко.

Да, наша читательница права, говоря о разрушительном влиянии современного мира на отношения с детьми. Нам просто сложно представить себе другие отношения с собственными детьми, кроме подчинения и манипуляции. Дети почти всегда воспринимаются родителями как продолжение себя или частная собственность.

Нам сложно принимать и любить их, нам сложно договариваться с ними, учитывая их реальные интересы и особенности, желания и восприятие мира. А мешают нам в этом наши иллюзии, штампы и убеждения. Родительские представления о том, какими должны быть именно их дети.

Многие родители готовы отдать ребенку все, но совершенно не готовы увидеть его реальным, а не придуманным, не готовы узнать о его проблемах и желаниях, не готовы начать договариваться с ним, учиться понимать его и дружить с ним. Поэтому дети чаще всего оказываются в очень сложной ситуации. Рядом с ними родные люди, но часто они видятся врагами или чужими. Ложь и манипуляция в такой ситуации становятся для детей самым простым решением проблемы. Такие отношения с родными часто продолжаются и во взрослой жизни.

Избежать такую печальную ситуацию вполне реально. Важно лишь честно и трезво осмотреться вокруг, понять какие ошибки допустили именно вы, и начать действовать, перестраивая свои отношения с ребенком.

А что думают сами дети по этому поводу? Вы спрашивали их? Спросите.

А мы спрашивали.

Дети говорят о том, что их не понимают и не любят родители. …

 (ЦСкА. 2005г.)

(Из книги: XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 3: Воспитание сочувствия, или психология педагогики…)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат