Об идущих

Творчество

- Проекты
Страниц: 1

 

Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2010.

(К 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого)

 

(Продолжение. Начало в январском и февральском номерах «ЗОВУ РИТМ» 2013г.)

В творчестве В.Высоцкого находит отражение и такая важная тема, как Любовь, роль женщины, отношения между мужчинами и женщинами. Вроде бы поэт и певец описывает обыденные житейские ситуации, но в них часто ненароком или интуитивно затрагиваются глубинные пласты знания о взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, как в песне «Скалолазка» (1966):

 

 

«Каждый раз меня из пропасти вытаскивая,

Ты ругала меня, скалолазка моя…»

 

Если отвлечься от обыденной стороны и коснуться символической, метафорической, то сразу же видно (и это не только в творчестве В.Высоцкого, а еще у многих и многих поэтов и писателей), что НА САМОМ ДЕЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИР СТРОИТСЯ ВОКРУГ ЖЕНЩИНЫ. И это вовсе не какой-то там дурно понятый «матриархат», к чему пытаются свести все разговоры о естественном технократы и пошлые циники.

ПРИРОДА НА САМОМ ДЕЛЕ ЛАДИТСЯ ВОКРУГ ЖЕНСКОГО НАЧАЛА, в котором только и находит свое настоящее предназначение мужское начало. Без женского, мужское начало оказывается дезориентированным и часто делает не то, что нужно для Жизни.

А еще апологетами технократической цивилизации оно, оторванное от женского мужское начало, используется в качестве слепой разрушительной силы. Делается это для того, чтобы Жизнь на Земле пребывала в состоянии разрухи и выживания, чтобы отношения мужчин и женщин никогда не возвышались до Любви и Лада, чтобы мужчины и женщины только конфликтовали, конкурировали между собой и просто использовали друг друга самым примитивным образом.

Примечательно и то, что в песне В.Высоцкого применяется не какое-то другое слово, а именно то нужное (интуиция гения?), которое в контексте древних знаний читается по-особенному: ОНА «РУГАЛА». Если отвлечься от современного измененного, упрощенного, выхолощенного значения, то в Древности корень «РУГА» предки понимали осмысленно, как «освещенный путь, направление, куда следует идти» (отсюда и более поздние значения этого корня, известные в русском языке, типа: «сила», «давление» «заряд, питание, довольствие, плата», «легкое движение»…). Недаром в инверсии этот корень читается как «Гур (гуру)».

В общем, простите за словарный аргумент (хотя в данном случае это даже уместно), однако в Древности, КОГДА ЕГО ОНА «РУГАЛА», ЭТО ОСМЫСЛИВАЛОСЬ КАК «НАПРАВЛЯЛА, ПОМОГАЛА, ПОДДЕРЖИВАЛА». Обессмыслилось это с возникновением разлада между мужчинами и женщинами.

Как видите, выходит совсем как в песне В.Высоцкого. Именно через слово «ругать» обыденная ситуация пары альпинистов в горах обретает глубинный смысл и очень важное («глобальное») значение для влюбленных в перспективе выстраивания прочных и ладных отношений.

 

Или вот в еще одной песне В.Высоцкого:

 

«Было так, я любил и страдал.

Было так, я о ней лишь мечтал.

Я ее видел часто во сне

Амазонкой на белом коне…»

 

Как видите, почти архетипический образ из глубинной памяти. Да и в легендах амазонки по сей день помнятся! И это так естественно – мечтать о Ней и чтобы Она выбрала именно его! И делать все прекрасное и доброе на Земле, что в силах, чтобы быть достойным Ее выбора! Ведь именно Она сделает свой выбор ЗА ЖИЗНЬ И ПРОЦВЕТАНИЕ! Как в древние времена, в Золотом веке!

 

Конечно, в наше время всеобщей путаницы и дезориентации, когда люди друг друга не узнают и проходят мимо самых близких людей, возможно и обмануться. Недолго длится дурман иллюзий и грез, и через бытовые трудности будней приходит прояснение и трезвость взгляда. И осознание, что ОНА НЕ ТА, единственная, суженая, какой бы хорошей не была, и ОН НЕ ТОТ, который для нее, каким бы он при этом не был достойным. Не об этом ли романс В.Высоцкого 1968 года:

 

Что мне была вся мудрость скучных книг,

Когда к следам ее губами мог припасть я?

Что с вами было, королева грез моих?

Что с вами стало, мое призрачное счастье?

Наши души купались в весне.

Наши головы были в огне.

И печаль с ней, и боль далеки,

И, казалось, не будет тоски.

Ну, а теперь хоть саван ей готовь,

Смеюсь сквозь слезы я и плачу без причины.

Ей вечным холодом и льдом сковало кровь

От страха жить и от предчувствия кончины.

Понял я, больше песен не петь.

Понял я, больше снов не смотреть.

Дни тянулись с ней нитями лжи,

С нею были одни миражи.

Я жгу остатки праздничных одежд,

Я струны рву, освобождаясь от дурмана,

Мне не служить рабом у призрачных надежд,

Не поклоняться больше идолам обмана.

 

И следующий романс о том же, о слепом выборе и разочаровании, без ориентирующих древних знаний. Люди вроде бы догадываются, что нужно найти свою пару, ищут и обманываются, принимая за суженого не того. И, конечно же, потом идут искать дальше, как только убеждаются, что выбран не тот человек.

 

Она была чиста как снег зимой.

В грязь - соболя, - иди по ним - по праву...

Но вот мне руки жжет ея письмо -

Я узнаю мучительную правду...

 

Не ведал я: страданье - только маска,

И маскарад закончится сейчас, -

Да, в этот раз я потерпел фиаско -

Надеюсь, это был последний раз.

 

Подумал я: дни сочтены мои,

Дурная кровь в мои проникла вены, -

Я сжал письмо как голову змеи -

Сквозь пальцы просочился яд измены.

 

Не ведать мне страданий и агоний,

Мне встречный ветер слезы оботрет,

Моих коней обида не нагонит,

Моих следов метель не заметет.

 

Итак, я оставляю позади,

Под этим серым неприглядным небом,

Дурман фиалок, наготу гвоздик

И слезы вперемешку с талым снегом.

 

Москва слезам не верит и слезинкам -

И взять мне нечего, но нечего и дать,-

Спешу навстречу новым поединкам -

И, как всегда, намерен побеждать! (1969)

 

Если бы люди владели древними знаниями предков, то вот так не обманывались бы. Но ведь при этом они же как-то интуитивно осознают, что дороже жизни ничего нет, а в этой жизни – надо найти свою пару. Поэтому и нет смысла оставаться не с тем, если обманулись. Из каких соображений оставаться не с тем? – Из жалости (к кому – к себе или другому?), из материальных выгод (чтобы в достатке прожить оставшиеся годы, только зачем, если не с тем?)? Ведь должны быть очень веские основания, чтобы остаться с нелюбимым! А для этого тоже необходимы настоящие знания. Чтобы в конце, прозрев, не сожалеть о напрасно прожитых годах в неведении о своей судьбе и невыполненной земной миссии, ради которой был рожден.

И при наличии знаний, при способности узнавания люди и к вопросу «измены» относились бы иначе. Ведь «изменить» можно только себе. И может быть, тому человеку, который судьбою предназначен был. А расставание, в убеждении, что выбор был ошибочен и надо продолжать поиск своего суженого, это, скорее, не измена, а прозрение и освобождение.

Сейчас люди пошли слишком самоуверенные, какие-то «центропупы», при всем своем невежестве. И, не понимая ошибки своего выбора, упрямо считают, что другой «изменил». Что задето их достоинство, какие-то там обиды… Но ведь правда проста: ОТ СВОЕГО СУЖЕНОГО НЕ УХОДЯТ. А чужое вам нужно? брать чужое – не просто грех, а себе дороже!

Хотя при современной слепоте и отсутствии знания о поддержании ладных отношений нередко случается и такое – настоящая ПАРА РАСПАДАЕТСЯ, и каждая сторона уходит, как при этом получается, к другому, с кем не надо. Из очень даже меркантильных соображений нынешнего века разлада, а не ради каких-то высших человеческих ценностей или высшей миссии. Какая еще может быть миссия повыше, чем миссия нести в этот мир любовь и лад?! Таким вообще впору зачеркнуть эту свою жизнь. И когда ж они будут в состоянии исправить ситуацию? В следующей жизни что ли?

 

Может быть, В.Высоцкий хорошо понимал неоднозначность ситуации так называемых «измен». Ведь при самом суровом описании подобного случая, у поэта нет осуждения. Смотрите, например:

 

…Там сидел за столом, да на месте моем,

Неприветливый новый хозяин.

И фуфайка на нем, и хозяйка при нем, -

Потому я и псами облаян.

Это значит, пока под огнем

Я спешил, ни минуты не весел,

Он все вещи в дому переставил моем

И по-своему все перевесил. (1974)

 

Солдат воевал, а пока он воевал, ситуация дома изменилась. Она пустила в дом другого мужчину. Можно много и бесплодно морализировать, но на одних социальных условностях, без высших знаний, что случилось на самом деле, кто кому суженый (ведь браки на самом деле, как говорится, «заключаются на небесах»!), тут действительно ничего не решить.

Ведь древняя формула отношений полов достаточно проста: ПОКА ОНА ДЕРЖИТ ДОМ, ОН ИДЕТ ВО ВНЕШНИЙ МИР, ДОБЫВАЕТ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И НЕСЕТ К СВОЕЙ ЖЕНЩИНЕ. Или защищает, как в этой песне, свою родину и свой дом.

А если он до самой этой ситуации носил не к той, а к чужой, в то время, когда, быть может, где-то вдалеке ждет ее избранница, к которой никто, даже чужой, ничего не носит?! Что тогда? У МУЖЧИНЫ НЕТ ДРУГОГО ВЕРНОГО РЕШЕНИЯ, КРОМЕ КАК НОСИТЬ К СВОЕЙ ЖЕНЩИНЕ. ТОЛЬКО ОНА НИКОГДА НЕ ПРЕДАСТ, ТОЛЬКО ОНА ВСЕГДА БУДЕТ ЖДАТЬ. Во всех остальных случаях никакая обыденная социальная мораль не может служить оправданием разъединения суженых. А предки именно поэтому действовали только ПО ЗНАНИЮ и только НАВЕРНЯКА, чтобы не совершить роковой ошибки и не пройти мимо родного по судьбе человека. И чтобы ошибками не ломать ничьи жизни – ни свою, ни другого человека.

 

Нельзя обойти вниманием и такую песню В.Высоцкого, в которой есть слова:

 

…В России дамы приглашали кавалеров

Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,

Через отчаянье, молчанье, тишину

Спешили женщины прийти на помощь нам, -

Их бальный зал - величиной во всю страну.

Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,-

Припомни вальс - как был ты бел!- и улыбнешься.

Век будут ждать тебя - и с моря и с небес -

И пригласят на белый вальс, когда вернешься

(Белый вальс. 1978)

 

В этой песне фактически говорится о том же – О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ. Надо быть гением, чтобы вот так, в простой житейской ситуации отразить метафизический смысл и космический масштаб события – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЫБОРА.

Что мы видим в песне?

Ладно сложенную Жизнь, похожую на белый танец. Танец ладно можно станцевать только тогда, когда в паре и он, и она знают танец и умеют ее танцевать! Танцевать ВМЕСТЕ! Так и в семейном союзе. Роли четко распределены «правилами танца». Ни о каком «матриархате» или «патриархате» и речи быть не может (это из простоватых судачеств невежд и провокаторов конфликтов). И при этом на Руси всегда выше ценились женское знание и женская роль. Не потому, что принижалась роль мужчины. А потому что жизнь строилась от РОДА – рождения, роженицы, новорожденного, матери, Родины, где ЖЕНСКОЕ знание Природы было объемнее и глубже.

Ведь мужчины могут ошибиться в выборе, у них мозг иначе устроен, специфически для мужских задач. Мужские задачи и женские очень сильно отличаются. Поэтому мужчины, чтобы быть уверенным в выборе, рассчитывают как раз на помощь СВОЕЙ женщины. Ведь и она должна быть уверена в выборе, и она будет ждать только своего, который и будет заботиться о ней, как о себе, и защищать ее, как себя…

 

Мы привели всего несколько примеров. Разные жизненные ситуации пропел В.Высоцкий в своих песнях о любви и отношениях. И, как видите, во всех из них отразились, так или иначе, народная мудрость и древние знания об отношениях мужчин и женщин на Руси…

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», март 2013

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат