Живая Русская Грамота- Проекты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страниц: 1
Сначала опять сопоставим имеющиеся данные, которые приводятся на основе материалов «Живого Русского Языка» и «Живой Русской Речи».
А теперь можно перейти к современным орфографическим правилам и начать решать смысловые задачи русского правописания.
Посмотрите внимательно на таблицу сопоставления звуков речи «Е» и «И». А потом сюда, на корни бир- / бер- в глаголах. Потому что нужно сейчас попытаться увидеть смысл, почему в одном случае пишется Е, а в другом И. Так почему же? Увидели?
Буква «Е» (в устной речи чаще всего выражается через звук Э) символизирует течение, поток, который сам по себе. Глагол «собЕрёт» говорит о чем-то разовом, единичном. Вроде бы ничего особенного, пока не посмотрим на другой глагол с похожим по звучанию корнем в безударном положении гласного. Можем ли мы туда вписать ту же букву «Е»? Оказывается, нет. Потому что в этом случае «соб(?)рать» полагает многоразовость, продолжение, снова и снова – и требует на этом месте по смыслу другой звук (собИрает)! Возвращаемся к таблице сопоставления гласных «Е» и «И». И видим, что действительно возможна подстановка по смыслу только звука «И». То же самое, похоже, некогда увидели составители современного орфографического правила, но - формально - посчитали, что это происходит из-за суффикса -а-. Но ведь и суффиксы появляются не просто так, а по законам смысла!!! (Только о смыслах суффиксов будем говорить как-нибудь в другой раз.)
Теперь нам надо проверить нашу догадку. На другом примере. Поэтому и переходим к следующему правилу орфографии.
Сравните с предыдущим решением по смыслу. В одной группе слов (вывЕсить, вывЕска, подвЕсной, навЕсной, на вЕсу) опять все как бы «разово-единично» по смыслу. В другой группе слов (вИсит, отвИсеться, навИсать, свИсать) по смыслу опять все продолжается: длится и длится!
Только не надо здесь «искусственных» формулировок, типа: «мол, вывеска тоже висит и висит, но мы пишем «е» в этом слове». Логика смысла, она в реальности очень и очень точная! ВывЕску просто взяли и повЕсили однажды. Поэтому, понимаете, и вИсит. Если бы ее долго «вешали», то «вывЕска» могла бы и до сих пор не «вИсеть»!
Следовательно, и без всякого современного искусственного правила орфографии нельзя перепутать в этих словах гласные «Е» и «И», если понимать суть, вникнуть в смысл слов.
Сейчас вы, наверное, сразу же смотрите на примеры, а не на текст орфографического правила. И действительно вы правы!
Там, где много раз повторяется, или где все продолжается, длится (обдИрать), конечно же, согласно смыслу рассматриваемых чередующихся гласных в корне, пишем звук «И». А там, где один раз, или разово (обдЕрёт), конечно же, согласно смыслу рассматриваемых чередующихся гласных в корне, пишем гласную «Е». Даже суффикс, как ориентир, тут совсем не нужен.
Такими темпами вы скоро поймете, что многие орфографические правила на самом деле никак не ориентируют (не объясняют, почему), они просто очень примитивно (но с важным видом!) констатируют очевидное: мол, «что вижу, то и пою»!
И здесь все точь-в-точь как в предыдущем случае! Там, где много раз повторяется, или где все продолжается, длится (замИрать), конечно же, согласно смыслу рассматриваемых чередующихся гласных в корне, пишем звук «И». А там, где один раз, или разово (замЕреть), конечно же, согласно смыслу рассматриваемых чередующихся гласных в корне, пишем букву «Е».
Стоило ли ради такого повторения того же самого еще одно лишнее орфографическое правило формулировать (чтобы школьникам больше заданий надавать и отнять у них тем самым еще 40-45 минут их драгоценной жизни, вместо того, чтобы дать что-то осмысленное и нужное для будущих великих свершений Человеков, чудо-богатырей?)?
И еще, чтобы не возникало двусмысленности, из-за формальной похожести, надо тут сказать, что есть еще слова с корнем мир- / мер-, проверяемые ударением: примИрение, мИровой – мир; измЕрять - мера.
Но в них действует, на самом деле, тот же смысловой принцип правописания. «мИр бесконечно разный» - длится и продолжается. А мЕрку снимают разово, даже когда семь раз по разу отмеряют. И не надо запутывать детей!
Вы заметили, что вот это следующее правило настолько повторяет предыдущее, что изменена только одна буква: «М» поменяли на «П» - и еще одно правило состряпано!
Но мы не будем здесь еще раз повторять те же смыслы чередующихся в корне гласных «Е» и «И», которые нам уже и так, вслед за такими плоскими и формальными правилами, пришлось несколько раз повторить! Кстати, методисты-орфографисты попались очень настырные, они предлагают то же самое еще раз, но уже поменяв «Д», «М» и «П» на «Т»!
А смысл все тот же! При этом, кроме траты времени жизни миллионов школьников, на прописывание бессмысленных диктантов тратится еще много-много бумаги!
Еще одно искусственное повторение того же самого, о чем говорили выше. А в качестве исключения из правила нам предлагается написание «Е» под ударением (и четко слышно, что пишется Е, и совпадает со смыслом гласной Е): блеск, блещет. Исключение с написанием «Ё», во-первых, тоже под ударением, во-вторых, мы же понимаем и слышим на самом деле в этом месте «О» (следовательно, здесь работает уже хорошо нам известный смысл звука речи «О»): отблёскивать, блёстки. Далее можно перечислить и списком, как это делается в некоторых учебных пособиях:
Вот он, формальный (исключительно знаковый) орфографический метод в действии. Правило то же самое. Но какое же может быть «исключение», если речь идет о других словах, с корнем чёт- / чета-, а не тех же? В данном случае речь идет не об исключении из рассматриваемого правила, а о других гласных с другими смыслами («О» и «Е»). Зато смыслы гласных «О» и «Е» будут работать железно и здесь! Например, «сочетание» (Е) - разово, а «чётность» (О) – явление периодическое, но действующее ограниченно. К тому же здесь гласный звук под ударением. Поэтому никак невозможно ошибиться в правописании.
__________
Итак, теперь кратко обобщим то, что мы узнали на практике рассмотрения многих слов по смыслу о гласных «Е» и «И»:
Разница смыслов чередующихся в корне гласных Е и И
Неожиданные выводы:
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009 Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4
Страниц: 1 Рекомендуем21.03.16 Как живое слово раскрывается
10.02.16 Как живое слово раскрывается?
13.01.16 Как живое слово раскрывается?
|