Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Пресс-центр "Золотые
Врата Урала" (ЗоВУ) представляет:
САХАРОВ Станислав Дмитриевич
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
21.12.2006.-
Древнерусский текст - по Д.С.Лихачёву,1986г.
Некоторые ссылки – по О.Сулейменову.
Предполагается, что читатель знаком со «Словом» хотя бы в пределах школьной программы.
Много фраз дано без перевода: при чтении вслух многое становится понятным. Кроме, разумеется, запутанных мест. За двести лет всё объяснено и устоялось. Но кое-что из предлагаемого не совсем обычно.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова.
О б р а щ е н и е а в т о р а
Не лепо ли ны бяшеть, братие (здесь и далее этим шрифтом дается текст оригинала – прим.ред) , Не противно ли ныне брех ать, братие, (здесь и далее этим шрифтом дается текст нового перевода и комментариев – прим.ред)
начати старыми словесы начинать старыми бран ными напыщенными словесами
трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича?
трудных=печальных и трудных = из-за своей правдивости
Начати же ся той песне
по былинам сего времени ,
а не по замышлению Бояню
«а не тащиться по следам старого Бояна» - А.С.Пушкин
Боян бо вещий когда БОжественный ЯН- вещатель
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу
то брешет, расте к а ш а ся мыслями по древности, по прошлому,
серым в е л к о м по земли, ( растекашется серым гнилым вилком капусты . К.)
шизым орлом (серым кардиналом) под облакы.
помняшеть бо, рече, первых времён усобицы
говорил Боян , вспоминая первых времён усобицы ,
тогда (когда тот Ян) пущашеть 10 соколов на стадо лебедей:
предполагаемо, князей - на половцев
которыи дотечаше которых разбоем настигали, обращали в христианство
та преди песнь пояше - то первая же добровольно? славицу пела.
старому Ярославу, Чтобы остальные знали и остерегались нападать.
Ярослав побивал печенегов, а после и половцы не скоро ещё стали беспокоить Русскую землю
храброму Мстиславу, иже (нечестно) зареза Редедю пред полкы касожскими,
красному Романови Святославличу , убитого половцами в Тьмуторокане.
(Два результата действий. Что же за Русской землёй ждёт Игоря? Если по версии Бояна туда отправляют Игоря ).
З а м ы ш л е н и е Б о я н а
Боян ( что тот, что этот ) же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше –
но ( он ) своя вещиа персты
на живая струны воскладаше.
Они же сами князем славу рокотаху. – Славяне - любители славы…
Почнём же, братие, повесть сию
от старого Владимера
Мономаха , от начала усобиц и появления у Руси половцев.
Только Мономах удачно объединял русских князей против половцев.
Но дальше Задонска ему не удавалось продвинуться.
до ныняшняго Игоря,
иже истягну ум крепостию своею
когда извлёк ум упрямством своим
и поостри сердца своего мужеством,
наполнився ратного духа,
наведе своя храбрыя полки
на землю Половецкую
за землю Руськую ( за шеломянь = за пределы земли Русской ).
Тогда Игорь возре на светлое солнце и виде :
от него вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь к дружине своей:
«Братие и дружино!
Луце ж бы потяту быти, неже полонёну быти.
Лучше ж быть убитому, чем напопятную. Ведь затрачены средства, надо возвращать, вернуться с добычей, честью и славой. И не быть полонённому .
Это предчувствие? – Нет: это Боян знал, чем это всё кончилось, и невольно подсознательно поместил это слово в свои речи!
А всядем, братие, на свои борзыя комони ( коней ),
да позрим синего Дону!»
Да не откажемся от наших помыслов!
Продолжим поход, уж недалеко, удача будет с нами!
Спал князю ум похоти - моча в голову ударила
и жалость ему знамение заступи искусити Дону великого
и жадность : жаль ему, что знамение природное заслоняет желание завладеть Доном в еликим .
«Хощу бо,- рече, - копие приломити конец поля Половецкого;
с вами, русици ( русские ), хощу главу свою приложити,
а любо ( но с удовольствием ) испити шеломом Дону».
Всё на амбициях, возражения не принимаются!
А в т о р Б о я н у:
О Бояне, соловию старого времени
соловей старой, прошлой школы !
Абы ты сиа полки ущекотал
так бы ты эти походы воспел
скача, славию ( славянин ), по мыслену древу размышляя , сравнивая ,
летая умом под облакы, летая пегасом в вышине,
свивая славы оба полы сего времени соединял бы обе славицы сего времени ,
рища в тропу Трояню, носясь связным между противными сторонами и тропарём - проповедником христианства
чрез поля ( Половецкие ) на горы,
и нёс бы правдивые вести с Поля ,
пети было песнь Игореви того внуку:
и петь надо было песнь про Игоря того Яна внуку :
«Не буря соколы (князей) занесе чрез поля широкие-
галицы стады ( половцы – чёрные галки = подчинённые своим господам люди )
бежать к Дону Великому»
Что-то не так… Не буря соколов занесе чрез поля широкие – это галицы стады –
Это сборный отряд наёмников, пёстрых как петухи , двинулись к лёгкой
добыче к Дону. И опять не то…
Ч И Л И В О С П Е Т И Б Ы Л О,
вещий Бояне, Велесов внуче:
Или вот так должна воспевать, о вещий Боян-христианин - из славян, которые любили славословить, Велесова внучка - иноверка :
Т Р У Д Н А Я П О В Е С Т Ь А В Т О Р А:
Комони ржут за Сулою – на Руси,
звенит слава в Киеве о недавнем походе Святослава
трубы трубят в Новограде, Игорь готовится к походу
стоят стяги в Путивле!
Игорь ждёт мила брата Всеволода - Игорь ждёт, что скажет Всеволод .
И рече ему буй тур Всеволод:
«Один брат, один свет светлый - ты, Игорю! Оба есть Святословличя!
Седлай, брате , что тут думать? –
свои борзыи комони,
а мои те готовы : оседланы у Курска напереди.
А мои те куряни сведомы кмети знают куда идти : не впервой! :
под трубами повиты зачаты , рождены ,
под шеломы взлелеяны, в походах боевых воспитаны ,
конец копия вскормлены, всё, что добыто, - награблено , и мною добыча поделена.
пути им ведомы, яруги ( овраги ) им знаемы,
луци у них напряжены, тулы отворены, сабли изострены ( боеготовность );
( из = не : изострены = не острые - ? ! - сабли с зазубринами )
сами скачут, аки серыи волци в поле,
ищучи себе чти ( чести и пропитания- ведь не пахари ), а князю славы!»
Роберт Бернс : Он меня поцеловал и ушёл по склонам гор .
Тогда вступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю.
На уступы серых скал всё гляжу я с этих пор .
Солнце ему тьмою путь заступаше:
Пощади его в пути дробный дождь, трескучий град.
нощь стонущи ему грозою
Горных троп не замети на вершинах, снегопад!
птичь убуди ( птицы замолкли дневные, а ночные пробудились )
свист зверин встал,
збися див ( взбесился див-леший - филин; Игорь ещё на Русской земле : лес.
Но : Див - се бог отский
- кличет верху древа:
велит послушати - земли незнаеме
предупреждает - велит послушать - землю незнаему : и Днепр, и Тьмуторокань…
Волзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню,
и тебе, Тмутороканьскый болван!
А половцы неготовыми дорогами побегоша к Дону Великому
( галицы стады бежать к Дону Великому. Куда бежать?- Они и так там. Это они двигались навстречу русичам! ) :
крычат телегы полунощы ночью светлой при растущей почти полной луне ,
рци, лебеди роспужени телеги несмазанные кричат, как лебеди вспугнутые
Игорь к Дону вои ведёт! Туда , куда не смог пройти Мономах !
Уже бо беды его пасёт а уже бог отский беды ему накликает :
-птиц по дубию птицы (филины) по дубравам ,
- волци грозу всрожать по яругам волки угрозой воют трубно из оврагов ,
- орли клектом на кости звери зовут орлы кличут зверей на кости ,
- лисицы брешут на черленые щиты лисицы лают на багряные щиты воинов.
О Руская земле! Уже за шеломянем еси! О Русская земля! Ты уже за бугром!
Долго ночь меркнет. - Долго в тревоге ночь меркнет,
Заря свет запала - заря светлая потухла,
Мгла поля покрыла, - сумрак поля объял,
Щекот славий успе, говор галич убуди
И вот щекот соловьёв утих, а галки заговорили о новом рассвете
Русичи великие поля черлеными щиты прегородиша,
ищучи себе чти - завтра будет добыча , а князю - славы = власти .
С зарания в пяток ( 10 мая в пятницу утром )
потопташа поганыя полки половецкие
и рассушясь стрелами по полю выпустив много стрел по полю ,
помчаша красные девки половецкие взяли красных невест половецких
а с ними злато . В сего-то?! - Дон , оказывается ,- недалеко .
А где та цель?
И паволоки, и драгие оксамиты, ортоманами и япончицами, и кожухи
начаша мосты мостити по болотам и грязивым местам,
и всякими узорочьи половецкими.
(Но что это? – Задачу выполнили ?!
- Начали мостить мосты по болотам и по топким местам
всякими узорчьями половецкими :
дорогими привозными шелками, бархатом, покрывалами, плащами, кожухами,
- всем добытым, чтобы вернуться быстрее).
Черлен стяг, бела хоруговь, черлена чолка, сребрено стружие –
храброму Святославличу!
багряное воинское знамя, белое церковное знамя, багряный конский хвост на древке серебряное древко копья – знаки власти - надо сберечь храброму Святославичу !
Опять дремлет (но: дрыхнет) в поле Ольгово хороброе гнездо . Далече залетело!
(И вот неспокойный отдых Олеговых внуков. А вои бухают.
Далеко - и в Поле, и в помыслах)
Не было оно обиде порождено Не было ныне обиде… (Ал.Минаев)
(ключевая фраза «Слова»). Зря это затеяли:
ни соколу, и князья теперь, и Святослав – недавно,
ни кречету, и Кончак с Гзаком в ответных действиях
ни тебе, чёрный ворон, поганый половчине ! ... ... ...
(фрагмент перевода;
весь текст в измененной и дополненной редакции (уже от 2009 года)
самого переводчика с краткими комментариями можно скачать для личного
пользования по ссылке: http://www.zovu.ru/yaz/slovoopolkuigoreve.rar)
Для свободного скачивания:
<<< <<< Сахаров С.Д. "ПОЛОВЦЫ и «Слово о полку Игореве»: О БЕДНОМ ПОГАНОМ ЗАМОЛВИТЕ «СЛОВО»" (полный комментарий к переводу "Слова..." от переводчика) . >>> >>>