ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные издательства для полного печатного издания представляемых нами уникальных произведений. Пресс-центр ЗоВУ. 2008

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

СОКОЛ-КУТЫЛОВСКИЙ Олег Леонидович

 

О ЕВРОПЕЙСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

6. Боги в рунических текстах

 

Значительная часть рунических памятников Северной Европы посвящена богам. Достаточно упомянуть здесь золотые и серебряные брактеаты с изображением богов и с руническими надписями, содержащими слова: «бог», «боги», «боже» или имена конкретных богов. Встречаются имена богов и на рунических камнях. Интересно, что кроме имен славянских богов (Перуна, Мары, Чаробога или Чернобога) в рунических надписях Северной Европы есть имена богов, знакомые всем из истории древнего Египта и древней Греции. Может ли это быть простым совпадением звуков или это действительно те же самые боги? Чтобы это надежно определить, необходимо установить основные функции этих богов. И если основные функции «одинаково звучащих» богов совпадут, то это будет со всей определенностью означать их тождественность и единый источник возникновения. Посмотрим, так ли это.

На Рис. 1 показано изображение камня со стороны расположения двух строк древнего рунического текста. В первой строке 15 знаков (18 рун), во второй – 22 или 23 знака (26 рун). Обе строки читаются сверху вниз (направление чтения текста – слева направо).

 

Рис. 1. Общий вид рунического камня (из Норвегии) и прорисовка двух строк на нем.

На Рис. 2 показано изображение обратной стороны рунического камня, на которой нанесена третья строка текста, состоящая из 16 рун. Направление чтения, как и направление чтения первых двух строк, слева направо.

Рис. 2. Обратная сторона камня.

Текст на первых двух строках звучит примерно так: «Ра {В Но}-Чи То Се {НЪ-А}-Ра Р-И-Ро Бо-Г-Че {В Но}-Чи

{Тъ-А} Ра-Да Бо-Ро Бо-Г-Че. {Во-Н} Се {Но-Чи} Ра Ма-Р Бо-Ро-Бо-Г-Че {Во-Н} И Се».

Один из вариантов перевода этих двух строк: «Ра в ночи, то есть в норе. Говорит Бог: в ночи той радуется Боробог, он этой ночью Ра уморил. Боробог, он и есть».

Если здесь Ра – Солнце, а Боробог – Бог ветра и холода, то получается, что на этих двух строках рунического камня зафиксировано архаичное представление людей о причине наступления зимы или полярной ночи. Слово «нора» может означать то место, куда прячется Солнце, то есть Север. Не от этого ли слова произошло впоследствии слово «норд»? Название страны «Норвегия» вполне соответствует этому: «север + верх», то есть верхне-северная земля, что соответствует географическому положению Норвегии.

Третья строка звучит примерно так: «На Го-Ръ Ра И-Та Р-Бо-Не Ра-Се Да-Ра-И Ра Се». При таком разбиении текста третьей строки на слова получается примерно следующий перевод: «Наверх Солнце идет Рбониво, Русь (край) одаривает Солнце это».

В таком варианте речь идет о возвращении Солнца после окончания полярной ночи. Встретившееся здесь слово Рбони – одно из самых распространенных имен на рунических камнях-памятниках. Точное значение его пока неясно. Можно предположить, что это слово означает молодой, малый и т.п. (исходя из согласных «р-б-н» - ребенок?) Возможно, это имя в средние века трансформировалось в распространенное имя Робин. Тогда эту строку можно перевести по-другому: «На Го-Ръ Ра И-Та Р-Бо-Не Ра-Се Да-Ра Я-Ра Се», то есть: «Поднимается Солнце молодое, Русь дарит яро это». Возможны еще несколько сходных вариантов прочтения этой строки, но общий смысл надписи сохраняется.

То, что Ра – это именно Бог Солнца, а не просто случайное совпадение звуков, можно видеть из рунических надписей, имеющихся на брактеатах Скандинавии. На Рис. 3 показан один из многочисленных скандинавских брактеатов с рунической надписью.

Рис. 3. Брактеат с солярными символами и рунической надписью (Salus bracteate) .

Текст на этом брактеате читается слева направо (по часовой стрелке): «Бо-Х-Че Ра Бо-Х-Че Ка», что может означать: «Бог Ра, Бог Ка». Так как на этом брактеате изображены только солярные символы, то центральная фигура представляет собой «солнечного» бога, находящегося в движении. Руки этого Бога, согнутые под прямыми углами, образуют руну «Ра», а свастика (или коловрат), находящаяся сзади него, образована рунами «Ка». При этом Солнечный Бог, как и положено Солнцу, движется по часовой стрелке. Каждое появление (рождение) Бога Солнца, Ра, – рассвет, а каждое его исчезновение (смерть), Ка, – закат. Возможно, что этимология слов ра ссвет и за ка т как-то связана по смыслу с периодическим появлением и исчезновением Солнца. Собственно то, что свастика является изображением движущегося Солнца, – известно из многих источников, но только в славянской слоговой рунической письменности есть руна, которая одновременно содержит в себе и древнейшее звуковое значение, и древнейшее графическое изображение Солнца.

На Рис. 4 показан другой брактеат с изображением и надписью, также содержащей имя Солнечного бога Ра.

Рис. 4. Второй брактеат с упоминанием солнечного бога Ра ( Hammenhog 1 bracteate ).

Текст на втором брактеате читается слева направо, по часовой стрелке следующим образом: «РА {Во-Н} Ве-Чи Се», что можно перевести, как: «Ра он вечен есть». При этом на брактеате присутствует ночной символ (Луна), а комбинированная свастика образована рунами «Ра» и «Ка». По-видимому, за Солнцем в дальнейшем закрепилось единственное имя, Ра, а признак, восходящее оно или заходящее, сохранился только в том, какими рунами оно образовано, «Ра» или «Ка», то есть в направлении излома или изгиба лучей, – левосторонняя или правосторонняя свастика.

Рис. 5. Третий брактеат с упоминанием солнечного бога Ра ( Maglemose bracteate ).

Текст на третьем брактеате читается справа налево: «Ра На-Ве-Чи Се». Лик бога на коне движется по часовой стрелке, как и положено Солнцу. Свастика на этом брактеате такая же комбинированная, как и на втором, но в отличие от предыдущих брактеатов сама свастика замещает руну «Ра», что отражено здесь связью элемента свастики с самой надписью посредством верхней ограничительной линии надписи.

Еще два брактеата с аналогичной надписью показаны на Рис. 6. Текст на этих брактеатах совпадает и читается справа налево: «Ра На-Ве-Чи Се», причем руну «Ра» здесь представляет комбинированная свастика, расположенная перед текстом.

 

Рис. 6. Четвертый и пятый брактеаты с солнечным богом ( Lynge bracteate , Sjalland bracteate ).

На Рис. 7 показан золотой брактеат с короткой рунической надписью, читаемой слева направо: «Бо-Х-ЧЕ», означающей просто обращение к Богу: «Боже».

Рис. 7. Золотой брактеат с краткой надписью с острова Готланд.

То, что это именно бог Солнца можно только предполагать по солярному символу, хотя здесь же присутствует и символ Луны. Возможно, это оберег, предназначенный «на все случаи». Интересно, что эту короткую очень часто встречающуюся надпись-обращение, «Боже», господа рунологи озвучивают ничего не значащим словом «алу», полагая, что это какое-то сакральное слово или древнее заклинание. Угадать назначение этого слова приблизительно угадали, что, в общем, не мудрено, но точный смысл его любителям «футарков» недоступен.

На Рис. 8 показан еще один брактеат, на котором, возможно, также изображен бог Солнца. На брактеате написано: «Мо-Ве {В Но}-Чи Ве-Чи Се {ВоН}», то есть «Говорю: в ночи вечной это он». Здесь символ Солнца, образованный рунами «Ка», соответствует ночи, показанной присутствием символьного изображения Луны. Этот брактеат мог быть был оберегом или погребальным медальоном.

Рис. 8. Брактеат « Sonderby 1 C ».

Имя солнечного бога Ра встречается и на других рунических памятниках Северной Европы, в частности, на одном из золотых рогов из Галлехуса (Дания), датируемых V веком н.э. (Рис. 9 и 10).

Рис. 9. Вид золотых рогов из из Галлехуса, Дания (фото их восстановленных копий).

 

Рис. 10. Развертка верхней секции одного из рогов с рунической надписью, снятая по всей вероятности с оригинала.

Текст читается слева направо: «МО-ВЕ {ТЪ-А}-КЪ МА-РО-ЧИ ЗА-ЧЕ-КА-ТИ СЕ : РА ВА-ХЪ-ТЪ-И ВО-ЧИ СЕ : РА ВА-РЪ-НЕ-ЧИ : ТО ЧИ-РО-И-ЖЪ-ВА». На современном русском языке это означает: «Говорю так: смерти заждалась эти. Солнце давит очи эти, Солнце опаляет зноем. То чародейство».

Таким образом, существование в религии древней Скандинавии бога Ра, аналогичного древнеегипетскому богу Солнца, Ра, не подлежит сомнению.

Теперь обратимся к другому богу, упомянутому на руническом камне. Существовал ли в древней Скандинавии бог Северного ветра или холода, Боробог, аналогичный древнегреческому богу Борею? По всей вероятности такой бог действительно существовал. Это подтверждается, в частности, надписью на золотом брактеате, показанном на Рис. 11.

Рис. 11. Золотой брактеат надписью и ликом Боробога ( Audrik bracteate ).

Верхний и нижний тексты читаются слева направо: «НИ-БА БО-РА БО-ГЪ-ХЪ-ЧЕ: НИ-БО Я ДА-ЛЪ», то есть: «Неба и ветра Бог: Небо Я дал». На этом брактеате присутствует луна – символ ночи, а солярные символы отсутствуют, поэтому этот бог явно относится к темным (зимним, холодным) силам и явлениям природы.

Тогда сразу же возникают вопросы: кто, у кого и когда позаимствовал этих богов.

Информация из БСЭ:

Ра, Ре, в древнеегипетской мифологии и религии бог солнца, совершавший свой путь по небу в барке, которая утром появлялась на горизонте, а вечером опускалась в «царство мёртвых». Культ Ра возник, по-видимому, в начале 3-го тыс. до н. э. К середине 3-го тыс. Ра стали почитать как царя и отца богов. Позднее с Ра был отождествлен Амон (отсюда Амон-Ра).

Бор е й , в древнегреческой мифологии бог северного ветра. Обиталищем Борея считалась Фракия. Изображался в виде сильного крылатого мужчины. В переносном смысле Борей – порывистый холодный ветер.

Исходя из указанной египетской хронологии, естественно предположить, что бога Ра скандинавы позаимствовали у древних египтян. В таком случае прямо заимствовать его в таком виде они могли где-то за две с половиной тысячи лет до новой эры, не позже (т.к. нет Амона). Но ранние рунические памятники Скандинавии датируются началом – серединой первого тысячелетия новой эры. То есть нестыковка по времени доходит до трех тысяч лет.

Несколько «лучше» ситуация с Бореем. В начале – середине первого тысячелетия новой эры греки, уже принявшие христианство, могли контактировать со славянскими народами в той же Фракии и передать варварам (за ненадобностью) своего языческого бога Северного ветра. Но у южных славян бога Ра я не нашел. Известные походы скандинавов «из варяг в греки» осуществились намного позже предполагаемого времени выполнения рунических надписей. Нестыковка по времени между появлением рунических надписей и прямыми контактами составляет здесь несколько сотен лет.

Если следовать традиционной версии истории, то достаточно трудно объяснить причину появления имен греческих и египетских богов на рунических памятниках Скандинавии. Если же следовать несколько иной версии исторических событий, сообщаемой, например, Мавро Орбини в его книге [1], то ситуация изменяется до противоположной. Поскольку, как там показано на обширном материале, в большинстве своем до нас не дошедшем, славянские народы под разными именами господствовали в древности и в Европе, и в Азии, и даже распространяли свое влияние на Африку, то их боги могли быть переняты греками, египтянами и другими народами.

В любом случае время изготовления надписей на древних рунических камнях до настоящего времени достаточно надежно не определено. Согласно БСЭ, руническая письменность в Скандинавии и Северной Европе возникла лишь во II веке н.э., когда в Южной Европе широко пользовались греческим и латинским письмом. Между севером и югом Европы существовали торговые связи (прослеживаются по находкам старинных монет и других предметов), были и многочисленные военные столкновения (та же война Рима с галлами в I веке до н.э., завоевание Римом Британских островов в I веке н.э.). И через сотни лет тесных контактов с цивилизованным и грамотным Римом «варвары» на континенте и на Британских островах вдруг изобретают архаичный вид письменности (слоговые руны), которым после этого пользуются в течение 500 лет на континенте и в Британии и до 1000 лет в Скандинавии. И это притом, что в военном и в экономическом развитии «варвары» не уступали Риму, так как не только долго могли противостоять его экспансии, но и сокрушили его. Многие «варвары» в начале первого тысячелетия н.э. состояли на римской службе, знали и пользовались латынью, однако латинское письмо до начала второго тысячелетия н.э., то есть до раннего средневековья, ни в Британии, ни на севере европейского континента распространения не получило. Разумного объяснения такому ходу распространения письменности в Европе традиционная версия истории не дает.

 

[1] Мавро Орбини. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского И их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11966, 15.04.2005.

(Продолжение смотрите >>> >>> )

 

(назад, в начало раздела)

??? Дорогие читатели и посетители сайта. Приветствуются ссылки на эти страницы и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах является нарушением закона об авторском праве. См. Закон >>>

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2008г.