Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
СОКОЛ-КУТЫЛОВСКИЙ Олег Леонидович
О ЕВРОПЕЙСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
4. Чтение некоторых новых рунических надписей
Брактеаты из Скандинавии
Брактеат с рунической надписью, показанный ни Рис. 28, содержит основные элементы «классических» божественных изображений Скандинавии первого тысячелетия: лик Бога на мифическом коне, символ Луны и некое существо, но выполнен он в каком-то «абстрактном» стиле. Руническая надпись на этом брактеате читается слева направо и состоит из верхней и нижней частей. Последняя руна верхней части надписи находится под задней ногой коня.
Рис. 28. Золотой брактеат.
Верхняя надпись: « НИ-БА БО-РА БО-ГЪ-ХЪ-(ЧЕ) », что означает: «Неба и ветра Бог». Нижняя надпись: « НИ-БА Я ДА-ЛЪ », то есть: «Небо я дал».
Другой золотой брактеат из серии божественных изображений древней Скандинавии показан на Рис. 29. На нем имеется полная круговая руническая надпись, которую можно прочитать.
Рис. 29. Брактеат – амулет с заклинаниями.
Текст читается сверху по часовой стрелке: «ЖЪ-И-РО-ЧИ ХЪ-ЧЕ-ВО НЪ-И РО-ЧЕ-ХЪ-ЧИ ЧИ-ВО БО(Г)-ЧЕ НЪ-И РО-ЧЕ-ХЪ-ЧИ ЧИ-ВО БО(Г)-ЧЕ НЪ-И РО-ЧЕ-ХЪ-ЧИ ЧИ-ВО БО(Г)-ЧЕ», то есть «Богатства хочу, (ни говорю чего, Боже) – 3 раза». Брактеат представляет собой амулет с заклинанием, на котором имеется троекратное обращение к Богу.
На золотом брактеате, показанном на Рис. 30, также есть несколько рунических надписей. Первая из них расположена за головой (ликом) божества и читается справа налево. Вторая надпись на брактеате расположена сверху и также читается справа налево. Последняя, третья надпись на этом брактеате, находящаяся под головой коня, читается слева направо.
Рис. 30.
1-я надпись: «БО-ХЪ-ЧЕ», то есть «Бог», - указывает, что это изображение (лик) Бога.
2-я надпись: «КА-ДА-ХЪ-ЧЕ ЧИ-ЧИ БО-ЖЕ ЧИ-ЧИ БО РО-ЧЕ-ХЪ», то есть: «Кудахчет чи-чи, Боже, чи-чи, так речет (говорит)», - относится к изображенной на брактеате птице, которая на своем птичьем языке что-то говорит Богу.
3-я надпись: «СЕ ЧА-РО-ВА-{НЪ-И}», то есть: «Это колдовство». По-видимому, это и есть характеристика того, что говорит птица Богу. В фигурных скобках здесь и далее показаны составные рунические знаки, - лигатуры.
На Рис. 31 показан золотой брактеат со следующим руническим текстом: «ТО ЧА-РО-ВА-НИ ЧА-РО-ВА-КА БО», что означает: «То колдовство, колдунья потому что». В правой руке колдуньи, изображенной на брактеате, показан инструмент ее колдовства, – шар.
Рис. 31. Брактеат «колдуньи».
Известен еще один золотой брактеат с круговой рунической надписью и изображением коня (Рис. 32). Никаких других персонажей на нем нет. Текст на этом брактеате начинается с помеченной руны «БЪ» внизу надписи и читается по часовой стрелке: «БЪ-Е-ЗЪ ЧА-СЕ-ХЪ ТО-И БЪ-Ы-ХЪ-ЧИ СЕ {ВЪ НО}-ЧИ ДО-ЖИ-ТЪ-И КА-ЧЕ ЧИ-НО ЖИ-ЗИ», то есть: «Без времени того, что в ночи доживают, катится закон жизни». Текст имеет общефилософский характер и ни к каким-либо конкретным богам не относится. По-видимому, именно поэтому на этом брактеате нет солярных и лунных символов и изображений (ликов) богов.
Рис. 32.
Среди брактеатов Скандинавии встречаются и серебряные, один из которых показан на Рис. 33. Надпись на нем расположена внизу и читается слева направо: «БО-ХЪ-ЧЕ. ЗА-ЧИ-{ТЪ-И}», то есть: «Боже, защити». Следовательно, этот брактеат должен был выполнять функцию оберега.
Рис. 33. Серебряный брактеат – оберег.
Известна прорисовка еще одного брактеата из Скандинавии, показанная на Рис. 34. Надпись на этой прорисовке начинается вверху и читается справа налево.
Рис. 34. Прорисовка брактеата.
Текст: «БО-ХЪ-ЧЕ СЕ {ЧИ-НЪ} {ЧЕ-ЛО-ВЕ} : СЕ {ЧИ-НЪ} БО(Г)-ЧЕ-ХЪ БО ДА-ЧЕ-ХЪ», что может означать: «Боже, закон человеческий – это закон божий, так как дан (свыше)».
Рунический камень - памятник
На Рис. 35 показана фотография рунического камня - памятника, а на Рис. 36 приведен фрагмент этого памятника с рунической надписью.
Рис. 35. Рунический камень - памятник.
Рис. 36. Надпись на руническом камне – памятнике.
Надпись на Рис. 36 читается справа налево: «ДЪ-Я-Че Ро-И-Во-Чи-Не ТЪ-А-ЧЪ-И Ни-Че Се-РЪ-Че», что можно понять, как: «Детский плач точит ночью сердце».
Золотой рог из Дании
Вначале познакомимся с тем, что пишут об этом золотом роге историки. Вот строки из книги Оле Клиндт-Иенсена – датского археолога, историка и искусствоведа (Оле Клиндт-Йенсен. Дания до викингов. – Спб.: Евразия, 2003. Перевод с англ. А.П. Саниной). «Хотя нам не известно ни об одной могиле, принадлежавшей представителям датского правящего класса, мы знаем о том, что в их руках были сосредоточены огромные богатства в драгоценных камнях и золоте. Лучшей иллюстрацией этому факту служат золотые рога для питья из Галлехуса, которые, с их романтической историей, представляют собой одну из самых знаменитых находок датской старины. Они относятся к переходному периоду между римским железным веком и эпохой переселения народов. Эти два больших массивных рога из чистого золота, скорее всего, были чрезвычайно дорогими. Их украшают странные рельефные и гравированные узоры: человеческие фигуры, животные, мифические звери и причудливые предметы, размещенные поясами по окружности каждого рога. На одном из них имеется надпись: "Я, Легест из Холта [?] сделал этот рог". Эти два рога, найденные независимо в 1639 и 1734 гг. в одном и том же месте в Тендере, Южная Ютландия, были украдены из Королевской коллекции и расплавлены. Но, к счастью, эта потеря не оказалась невосполнимой, поскольку сохранились рисунки (Рис. 37). Их украшения представляют собой один из древнейших образцов германского звериного орнамента, который в этот период встречается на брошах и накладках. Хотя нам известен смысл некоторых мотивов, присутствующих на этих рогах, мы не в состоянии понять их в целом. Многие пытались интерпретировать эти многочисленные фантастические изображения; так, например, трехголовая фигура, одной рукой, держащая за поводок барана, а в другой топор или молот, была принята за какого-то бога. Трехголовый бог хорошо известен в романо-кельтской иерархии, а на позднейшем скандинавском ковре он предстает как одна из языческих сил, нападающих на христианство.
Рис. 37. Рисунок золотого рога с рунической надписью (слева) и развертка изображения на этом роге (справа).
Значит, в эпоху викингов он еще не был забыт, и, возможно, мы вправе отождествить его с Тором. На рогах также имеется изображение женщины, держащей рог, двух мужчин с игральной доской, всадника и кентавра. Нам очень мало известно об искусстве гуннов и других азиатских племен, осевших в Европе, но существует примечательное сходство между мотивами, встречающимися в датском искусстве эпохи Великого переселения народов, и декором сарматских металлических изделий с юга России и из Сибири».
А теперь прочитаем текст на этом золотом роге, показанный в увеличенном виде на Рис. 38. Текст читается слева направо и имеет разделители фраз.
Рис. 38. Часть изображения с рунической надписью.
На роге написано: «МО-ВЕ {ТЪ-А}-КЪ МА-РО-ЧИ ЗА-ЧЕ-КА-ТИ СЕ : РА ВА-ХЪ-ТЪ-И ВО-ЧИ СЕ : РА ВА-РЪ-НЕ-ЧИ : ТО ЧИ-РО-И-ЖЪ-ВА». На современном русском языке это означает следующее: «Говорю так: смерти заждалась эти. Солнце давит очи эти, Солнце опаляет зноем. То чародейство». Отсюда следует, что приписываемая историками и прочими знатоками германской культуры принадлежность этого золотого рога неким древним германцам не имеет места быть. Об этом со всей определенностью говорит нам сам язык надписи.
(Продолжение смотрите >>> >>> )
(назад, в начало раздела)
??? Дорогие читатели и посетители сайта. Приветствуются ссылки на эти страницы и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах является нарушением закона об авторском праве. См. Закон >>> |