ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

 

Избранные главы из учебного пособия

ЖИВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК:

 

2.1. О чем звучит "Слово"?

 

Если СЛОВО – это, прежде всего, ЗВУЧАНИЕ, то логично посмотреть на звуки, из которых состоит слово. Это относится и к такому набору звуков, как «С+Л+О+В+О» (звучит оно как: <словъ> ). Для его смыслового разбора можно выписать сюда по порядку все эти звуки (из раздела фонетики):

 

С – модулятор трансформации: «живая суть, сущность в многообразных явлениях», «слитность, слиянность, начальность, сущность»…

Л - модулятор концентрации энергии со смыслом: «столпность, опорность, целость», «начало, зарождение, энергонасыщенность», «сотворение, восхождение, движение», «отражение, отображение, рядоположенность, соседство, примыкание, принадлежность»…

О – энергоноситель со смыслом: «основа объединения», «факт слияния, соединения», или «охват, окружение, объятие, объем»...

В – модулятор трансформации: «прохождение», «проникновение», как движение извне вовнутрь, изнутри вовне, видоизменение формальное, изменение содержательное, сущностное, структурное, взаимодействие, единение, соединение…

 

Принцип рассмотрения – по слогам: С + ЛО + ВО (и по корням: С ЛОВ).

 

Ясно, разумеется, что это не совсем понятно сразу, т.к. в современном языкознании не принято анализировать понятия с точки зрения материальных явлений и естествознания в целом, природы самих звуков. И еще более не принято помнить, что у звуков речи должны быть смыслы. Но если вы не хотите блуждать за чьими-то абстрактными и косноязычными толкованиями и определениями, не находя при этом свой осмысленный ход мысли, то нужно идти самостоятельным путем, через реальные, материальные явления, которые экспериментально возможно проверить и воспроизводить снова и снова, т.е. идти естественнонаучным путем.

 

В данном случае, в корне «ЛОВ» даны два слога: ЛО + ВЪ (последний с безударным, редуцированным гласным, близким к звуку О).

В первом слоге звучат энергоноситель (О) с энергоконцентратором (Л). В результате из объемного смысла в качестве узелка на память можно выделить: ЛО - это «энергонасыщенное основание» («структурирующая, гармонизирующая основа»).

Во втором слоге звучат энергоноситель (редуцированный звук О) с модулятором трансформации (В). В результате из объемного смысла в качестве узелка на память можно выделить: ВО - это «изменяющаяся основа» («изменяющееся соединение»).

В итоге, мы имеем в качестве приблизительного смысла физической оболочки звучания ЛОВЪ – «структурирующая, гармонизирующая основа в изменяющемся соединении». Видимо, поэтому древние предки понимали в этом корне «живое силовое основание изменения первоначального состояния», т.е. понималось как собирание, слияние.

На санскрите «лава». И тут возникает вопрос об изначально верном звучании, неизвестном современным людям. Как это было в корне – А или О? Или и то, и другое в объеме, в плавном перетекании звуков друг в друга в ходе динамичных процессов первозданного и первобытного Сотворения? Санскрит дает понять, что ЛОВ и ЛАВ в данном случае нужно рассматривать как варианты одного корня.

ЛАВЪ – это, по той же схеме структурно-смыслового анализа, как и в случае с ЛОВЪ, «структурирующее, гармонизирующее продолжение изменяющегося начала». Поэтому в Древности это звукосочетание понималось как «пространство (среда) изменения первозданного», «живое изменение первозданной среды, ландшафта, пространства…» или «ладный переход первозданного из одного состояния в другое». Понимается это прежде как процесс, а потом уже как объем изменений. Отсюда, например, понятие « лавина » или растворенного и перемешанного состояния веществ в недрах земли в виде « лавы » с огромной концентрацией энергии для последующих изменений и преобразований.

Но при этом, согласно логике формирования пространства восприятия, следует знать, что при озвучивании (и назывании) процессов и явлений точкой отсчета является «Аз» (т.е. «Я», «эго», «Бог»), как начало начал (т.е., по физике, считается от себя, как начала системы координат ориентации от наблюдателя и действующего лица, по-древнему: от Творца!). Исходя из этого нужно полагать эту огромную энергию сотворения в самом Творце (или, с точки зрения Творца, «во мне»). Именно поэтому мы имеем «Лов» в слове « чеЛОВек » (в старинной форме «Лав» в слове « чеЛАВече »), потому что в Древности Человек был Творцом. А в английском языке по сей день имеем ясное как день значение: « LOVE » - « Любовь »! Вот вам и разгадка того, почему « в начале было Слово, а Слово было Любовь ».

Вы догадываетесь правильно! Образно говоря, СЛОВО – это «С Ловъ» (то, что «с лова» или «с ловом»). Так мы логически выходим на смысл слова «Ловить», который заслонили от нас неверными « значениями », данными разными некомпетентными толкователями (как в современном словаре, например: « стараться схватить, поймать »). Смысл же изначальный понятия «Ловить» приблизительно состоит в том, чтобы «притянуть силой любви и преобразовать», т.е. короче «любить». А «СЛОВИТЬ» - это, в переводе на современный, делать С ЛЮБОВЬЮ, ПО ЛЮБВИ или ИЗ ЛЮБВИ, т.е. все на основании Любви!

Это вам не покажется странным, если вспомнить древнегреческую версию языкознания – « филологию » ( phileo + logos ), как «логика любви» или УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ.

Еще Оноре де Бальзак говорил: « Какую прекрасную книгу можно было бы написать о жизни слов!.. Но для этого сначала надо создать целую науку …» Беда же в том, что эту науку пытались создать и много раз пытались вдохнуть жизнь в эту науку - « лингвистику » или « языкознание ». Но, видимо, эта наукообразная структура настолько искусственна, или мертва, что нечто внятное и живое по сей день не получается. На наш взгляд, и не может получиться, когда понятия даются очень далеко от сути и смысла, и, в итоге, выходят совсем посторонние вещи, как в принятом сейчас переводе с греческого понятия « филология ». Это же надо совсем не чувствовать сути слов, чтобы в качестве их аналогов в другом языке брать не те понятия (« наука » и « язык »), чтобы в конце концов «нафантазировать» идеологически «красивое» определение (цитируем словарь Ожегова): « филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературе ». Если у лингвистов, как видно из примеров, определения никак не связаны с физикой и смыслом звуков, то к данному определению тоже можно приставить любой набор звуков, типа « абвгд ». Когда возможны такие нелепости, то это, в точном смысле или с позиций естествознания, нельзя считать наукой. Вот мы и пробуем найти более приемлемый путь, чтобы увидеть живую «науку» о Слове, о котором мечтал Бальзак, чтобы понимать через него и все остальные слова.

И тут нельзя забывать о раскрывшейся выше вариативности: ведь СЛОВИТЬ имеет вариант СЛАВИТЬ. Знакомое понятие, не правда ли?!

Сейчас «Слава» понимается как « почетная известность », « слухи, молва » или « общепринятое мнение, репутация ». Все эти три значения современного толкового словаря далеки от живого смысла, выраженного в понятии «с любовью» («С + Лавъ»), когда звук «С» выступает в качестве приставки со смыслом (напоминаем, см. выше) «…модулятор трансформации: «живая суть, сущность в многообразных явлениях», «слитность, слиянность, начальность, сущность»…», т.е. обозначает, в данном случае, принятие в любви и проявление через любовь.

 

И еще, чтобы не запутать читателя, необходимо внести такую системную (и объемную, т.е. «пространственно-временную»!) поправку на живое восприятие. В данном случае мы давали комментарий через слово « любовь », как более-менее известное понятие, чтобы четко соотносить с чем-то знакомым. На самом деле все обстоит почти наоборот, то есть то, что мы понимаем сейчас под словом «любовь» является лишь одной гранью и проявлением объемного смысла звукосочетания «ЛАВЪ», как и звукосочетание «Слово». А вот «Лав (Лов, Лава)», в свою очередь, стоит рядом с такими фундаментальными понятиями изначальной Древности, как «Лад (Лод, Лада)».

ЛАВА – это, образно говоря, «ЛАдно ВАять» (т.е. «Лада Ваяния», или, на современном языке, «Пространство Сотворения»). Поэтому в Древности «СЛАВИТЬ» обозначало совсем не то, что имеют в виду в этом понятии сейчас…

 

Вот теперь можно представить и толкование из Смыслового Толкового Словаря Живого Русского Языка:

СЛОВО Съ + Ло + Въ ») – это «сущность энергетического обмена в силовом основании живого изменения первозданного». Состоит из двух частей: 1) Соль («солнце, свет, луч, энергия») + Во («изменение основы, трансформация»), или 2) «С Лов», как «ловить» и «словить». См. Лов. На то, что это понятие связано с энергией, силой, указывает, например, китайское понятие « ci », которое переводят на русский язык как «слово». Понятие «Слово» близко по форме понятию «Слава», поэтому их даже часто перепутывают. Мы считаем, что у данных понятий единая изначальная основа, которая впоследствии, по мере разложения Языка, разделилось в произнесении и значениях. См. также «Слава». Есть и упрощенные передачи значения этого понятия, типа: «передающее знание». Есть мнения, что СЛОВО - («солово», «соло»...) светлая мысль, действо. Смысл этого понятия связан с «торжественным действом, сотворением жизни, праздничностью» и почти ничего общего не имеет с современным пониманием, как лексической единицы языка. В качестве ссылки вспомните Библию: Бог творит словом. Вспомните еще древнерусское: «Слово о полку Игореве» и подобные вещи. Настоящие корни надо искать в кругу понятий: соловей, слава, хвала, солнце, соль, солод. См. Слава.

 

Параллельно существующий вариант понятия «Слово», на основе всего вышеизложенного, - это:

СЛАВА Съ + Ла + Въ ») – это «сущность энергообмена в пространстве живого изменения первозданного», или «живая сущность в многообразии ладного перехода первозданного из одного состояния в другое». См. слова «Лад» и «Сладость». Так что наши предки «славой» не Богов хвалили и развлекали, а занимались космически важным созиданием через сотворяющие звуки. В неполной инверсии получается не менее известное слово «Влас (Волос)». А в полной инверсии получается «Вальс», как звуковое основание сотворения. См. также «Слово». На санскрите «шрава». Родственные слова: Ярослава, Славяне, Славный.

 

Да, разумеется, подтверждается через смысловой анализ, что « славяне » и « словяне » - это варианты одного и того же понятия. И ничего удивительного тут нет.

 

Важно обратить внимание на близкие - по закону инверсии - слова, показывающие нюансы объема древнего понятия СЛОВО, например: волос, волость, власть, вальс и т.п. Они показывают, что в Древности в процессах Сотворения силой Слова, его особенным звучанием ( мелодией, музыкой ) и определенными движениями ( танцем, вальсом ) структурировали пространство ( волость ), регулируя ( властвуя ) силовые линии ( волосы ) поля тяготения и энергетики формирования любой живой Твари, как процесса и результата Сотворения. Все это трудно передать потому, что процессы в Природе идут объемно и многомерно, а язык с его выразительными средствами (не говоря уже о плачевном состоянии сознания современных людей, сведенного до уровня машинной логики) находится в разрушенном состоянии. Не случайно давно уже сказано, что « слова устанавливаются сообразно разумению толпы… Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям » (Ф.Бекон). И созвучно ему говорит другой естествоиспытатель К.Линней: « Если ты не знаешь слов, то невозможно и исследование вещей ». А заучивание лексических значений слов из современных словарей нельзя назвать ЗНАНИЕМ Слова. В общем, чем проще и беднее сознание, тем оно бесчувственнее к Языку и Природе, к течению живых явлений и смыслов. И, наоборот, чем совершеннее сознание, тем оно ближе к Природе и тем глубже понимание и чувствование языковых процессов, когда только и открываются сокровенные тайны Живого Слова.

 

(Алексей Нянин, 2007г. – РИТМ, ЦСкА, Екатеринбург)

 

• • •

Рекомендуемые источники :

1. РИТМ: Полное собрание сочинений. – CD серии «Возрождение Человека» (http://www.zovu.ru/cd.htm)

2. Альманах «Карта успеха» (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5a.htm).

3. Журнал «ЗОВУ РИТМ» (http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm).

4. Газета «Золотые Врата Урала» (ЗоВУ) – печатная версия.

5. Брошюры и книги (по избранным материалам РИТМ) (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5b.htm).

6. Дополнительная информация – рассылки (http://www.zovu.ru/podpiska.htm)

7. Другие разделы сайта ЗоВУ.ру (http://www.zovu.ru).

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2007г.