ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Характеристика и классификация речевых ошибок - 9

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Стилистические ошибки

Последний тип ошибок, рассматриваемый в рамках данного исследования, - это стилистические, связанные с неуместным употреблением слова в неорганичном для него стилистическом окружении. Эти ошибки заключаются в нарушении единства стиля и проявляются в области лексики, морфологии, синтаксиса.

Ученик 5 класса в сочинении пишет: "Когда-то, в первом классе, меня стукнули одноклассники, но я сдачи не дал" (70-71). Он в письменной речи, в работе творческого, официального характера, употребляет грубую разговорную форму. Разговорно-просторечная форма и в таком примере: "Футбол - это такая штука, что…" (72). Интересный образец нарушения стиля дает одна девочка: "Когда над землей проходили тучи, то стены, выложенные из камня, становились темными, и в самом подземелье было ужасно сумрачно" (73). Здесь вполне можно (и нужно) обойтись без "ужасно". А заодно следует выбросить и слово "самом", описательное "становились темными" заменить простым "темнели". Встречаются и просторечные формы: "От здоровья человек становится стройным" (74).

Есть и примеры смешения стилей: "Когда придешь из школы, то мозг у тебя устал и, чтобы отдохнуть, нужно идти на лыжную трассу" (75). В данном контексте несколько научное "мозг" следует заменить нейтральным "голова" (и в данном случае нет смысла останавливаться на грамматических формах, т.к. грубоватость оформления мысли проявляется больше от неумения, незнания, чем от собственно стилевых особенностей речи). В следующем примере: "…надо по утрам заниматься физкультурой…" (76), - тоже предпочтительнее "делать физзарядку", т.к. физкультура - предмет широкий, объемный, а "заниматься" можно спортом, каким-либо видом спорта и т.д.

Вот следующие два примера: "Еще спорт вырабатывает силу воли и душевный характер" (77) и "Спорт вырабатывает силу воли" (78). Примерно то же самое пишут еще 12 человек в классе. Во-первых, вырабатывать можно стойкий характер (СО, 1978, с.109), суровость и жесткость (скажем, и мужественность) слова "вырабатывать" никак не сочетается с "душевным характером", который, к примеру, может быть "воспитан". Во-вторых, силу воли закаляют, воспитывают и т.д., но во всяком случае спорт не "вырабатывает", тут уже в контекст вторгается нечто производственное, связанное с выработками чего-то конкретного. Вырабатывать может человек, коллектив, завод и т.д., но не такие обобщенно-абстрактные понятия, как спорт (хотя в определенном контексте и это может оказаться уместным, но не в данном случае). Словом, здесь явная стилистическая конфликтность, как, впрочем, и в таком примере: "Мичман вытаскивает из рукавов руки, долго на них дует…" (79). В тексте оригинала все просто: "Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку".

Нечто аналогичное и здесь: "На земном шаре очень много спортсменов" (80). Когда Маяковский говорит: "Я земной шар чуть не весь обошел", - это оправдывается художественным замыслом и образностью контекста (речь идет именно о том, чтобы пройти вокруг всей планеты: поэтому "шар" и "обойти"). В известной в наши дни песне о мире в исполнении С.Ротару есть слова: "Дадим шар земной детям!" Здесь тоже научность сочетания "шар земной" оправдывается художественной образностью: земля сравнивается с воздушным шариком, мячом, игрушкой, т.е. подчеркивается, что земля - для игры, радости, веселья, счастья детей, а не для ужасов войны и голода. Но в примере нашего школьника "земной шар" ничем не оправдывается, бросается в глаза стилистический диссонанс: правильнее было бы сказать "на планете", или еще проще: "на земле".

Б.Н.Головин на основе глубокого анализа предшествующей литературы на эту тему делает различие между стилями языка и стилями речи и приходит к выводу, что "стили речи - это устойчивые ("воспроизводимые") совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов" (Головин Б.Н. Основы культуры речи… - с.271). Рассмотренный материал, хотя и далеко не исчерпывающе, подтверждает этот вывод.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru