Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Характеристика
и классификация речевых ошибок - 9
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
Стилистические ошибки
Последний тип ошибок, рассматриваемый в рамках
данного исследования, - это стилистические, связанные с
неуместным употреблением слова в неорганичном для него стилистическом
окружении. Эти ошибки заключаются в нарушении единства стиля
и проявляются в области лексики, морфологии, синтаксиса.
Ученик 5 класса в сочинении пишет: "Когда-то,
в первом классе, меня стукнули одноклассники, но я сдачи
не дал" (70-71). Он в письменной речи, в работе творческого,
официального характера, употребляет грубую разговорную форму.
Разговорно-просторечная форма и в таком примере: "Футбол
- это такая штука, что…" (72). Интересный образец нарушения
стиля дает одна девочка: "Когда над землей проходили
тучи, то стены, выложенные из камня, становились темными,
и в самом подземелье было ужасно сумрачно" (73). Здесь
вполне можно (и нужно) обойтись без "ужасно".
А заодно следует выбросить и слово "самом", описательное
"становились темными" заменить простым "темнели".
Встречаются и просторечные формы: "От здоровья человек
становится стройным" (74).
Есть и примеры смешения стилей: "Когда
придешь из школы, то мозг у тебя устал и, чтобы отдохнуть,
нужно идти на лыжную трассу" (75). В данном контексте
несколько научное "мозг" следует заменить нейтральным
"голова" (и в данном случае нет смысла останавливаться
на грамматических формах, т.к. грубоватость оформления мысли
проявляется больше от неумения, незнания, чем от собственно
стилевых особенностей речи). В следующем примере: "…надо
по утрам заниматься физкультурой…" (76), - тоже предпочтительнее
"делать физзарядку", т.к. физкультура - предмет
широкий, объемный, а "заниматься" можно спортом,
каким-либо видом спорта и т.д.
Вот следующие два примера: "Еще спорт
вырабатывает силу воли и душевный характер" (77) и
"Спорт вырабатывает силу воли" (78). Примерно
то же самое пишут еще 12 человек в классе. Во-первых, вырабатывать
можно стойкий характер (СО, 1978, с.109), суровость и жесткость
(скажем, и мужественность) слова "вырабатывать"
никак не сочетается с "душевным характером", который,
к примеру, может быть "воспитан". Во-вторых, силу
воли закаляют, воспитывают и т.д., но во всяком случае спорт
не "вырабатывает", тут уже в контекст вторгается
нечто производственное, связанное с выработками чего-то
конкретного. Вырабатывать может человек, коллектив, завод
и т.д., но не такие обобщенно-абстрактные понятия, как спорт
(хотя в определенном контексте и это может оказаться уместным,
но не в данном случае). Словом, здесь явная стилистическая
конфликтность, как, впрочем, и в таком примере: "Мичман
вытаскивает из рукавов руки, долго на них дует…" (79).
В тексте оригинала все просто: "Мичман вытаскивает
из глубокого кармана записную книжку".
Нечто аналогичное и здесь: "На земном
шаре очень много спортсменов" (80). Когда Маяковский
говорит: "Я земной шар чуть не весь обошел", -
это оправдывается художественным замыслом и образностью
контекста (речь идет именно о том, чтобы пройти вокруг всей
планеты: поэтому "шар" и "обойти").
В известной в наши дни песне о мире в исполнении С.Ротару
есть слова: "Дадим шар земной детям!" Здесь тоже
научность сочетания "шар земной" оправдывается
художественной образностью: земля сравнивается с воздушным
шариком, мячом, игрушкой, т.е. подчеркивается, что земля
- для игры, радости, веселья, счастья детей, а не для ужасов
войны и голода. Но в примере нашего школьника "земной
шар" ничем не оправдывается, бросается в глаза стилистический
диссонанс: правильнее было бы сказать "на планете",
или еще проще: "на земле".
Б.Н.Головин на основе глубокого анализа предшествующей
литературы на эту тему делает различие между стилями языка
и стилями речи и приходит к выводу, что "стили речи
- это устойчивые ("воспроизводимые") совокупности
и системы особенностей ее языкового состава и построения,
соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения,
жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов"
(Головин Б.Н. Основы культуры речи… - с.271). Рассмотренный
материал, хотя и далеко не исчерпывающе, подтверждает этот
вывод.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)