ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Характеристика и классификация речевых ошибок - 4

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Грамматические ошибки (морфологические, синтаксические)

В первую очередь при чтении письменных работ учащихся замечается неправильная грамматическая структура предложений. Это - нарушения морфологические и синтаксические. Вот несколько примеров подобных ошибок. Ученик 5 класса в сочинении пишет: "Человек, который занимается спортом, у него хорошая осанка, много силы, у него хорошо растет и развивается организм (1)". Ошибка - в нарушении синтаксической структуры сложного предложения. Причина - в недостаточном развитии оперативной памяти, приводящее к ошибкам композиционного характера, в данном случае к местоименному дублированию подлежащего, притом существительное и местоимение не согласованы. Рекомендация: первое местоимение "у него" следует заменить подходящим по смыслу глаголом-сказуемым. А перед вторым местоимением "у него" следует поставить точку, так как здесь сложное предложение заканчивается, дальше идет совершенно новая мысль. После исправления все это будет выглядеть примерно так: "Человек, который занимается спортом, имеет хорошую осанку, много силы. У него хорошо растет и развивается организм". Ошибка пунктуационного характера содержится и в следующем примере, где нарушена цельность предложения совершенно излишним знаком препинания: "В окна светило солнце. И освещало голову девочки Маруси" (2).

Вот еще интересный пример: "Некоторые люди занимаются тяжелой атлетикой, у тех руки становятся сильными" (3). Здесь как раз тот случай, когда ошибку можно растолковать двояко (см. 1-й абзац "Лингвистической классификации речевых ошибок"). Во-первых, ошибку следует признать морфологической, как нарушение координации форм. Во-вторых, возможно признать нарушение синтаксической структуры сложного предложения как в первом примере (1). После исправления предложение будет выглядеть так: "У людей, которые занимаются тяжелой атлетикой, руки становятся сильными".

Встречается пример синтаксической структуры предложения с незакономерным эллипсисом: "Спортом занимаются от маленьких детей и до старых людей" (4). Пропущено обобщающее слово "все", с которым предложение будет выглядеть так: "Спортом занимаются все: от маленьких детей и до старых людей".

Морфолого-синтаксическая ошибка представлена в таком примере: "Спорт переходит из поколения к поколению" (5). Неправильный выбор предлога, который согласован только с соотносимым словом. Управление нарушено: "переходит" (куда?) предполагает винительный падеж с предлогом "в": "Спорт переходит из поколения в поколение".

Морфологическая ошибка в другом примере: "Футбол - это такая штука, что к ней не очень легко научиться" (6). Нарушение координации в речи по причине слабой оперативной памяти. Личное местоимение следует заменить указательным "это", которое уже употреблено, но здесь в дательном падеже: "Футбол - это такая штука, что этому не очень легко научиться".

Есть морфологическая ошибка с несогласованием в числе: "Спорт помогает нам быть стройным, здоровым, бодрым" (7). Вместо множественного числа употреблено морфологическое единственное число.

В следующей карточке употребление неправильной формы дает морфологическую ошибку: "Я люблю лыжную секцию, потому что у меня туда ходит сестра" (8). Сестра чья? Следовало бы написать: "…потому что туда ходит моя сестра".

Встречаются мнимо логические ошибки, связанные с неправильным грамматическим оформлением фразеологизмов: "А в новой шубе с иголочками холодно" (9). Или: "Мичманская форма с иголочки не греет" (10). Сравните, в оригинальном тексте сказано: "Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо" (см. Приложение 1).

"Согласование - это морфологическое уподобление формы зависимого слова форме слова господствующего, …а не смыслового, логического" (Головин Б.Н. Основы культуры речи… с.111). Однако в сочинении учащиеся школы пишут: "Много спортсменов защищают своими высокими показаниями честь города, области" (11). Здесь синтаксическая ошибка: неправильное согласование "сказуемого при подлежащем, выраженном количественно-именным словосочетанием" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.70). Это довольно распространенный тип ошибок.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru