Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Характеристика
и классификация речевых ошибок - 4
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
Грамматические ошибки (морфологические,
синтаксические)
В первую очередь при чтении письменных работ
учащихся замечается неправильная грамматическая структура
предложений. Это - нарушения морфологические и синтаксические.
Вот несколько примеров подобных ошибок. Ученик 5 класса
в сочинении пишет: "Человек, который занимается спортом,
у него хорошая осанка, много силы, у него хорошо растет
и развивается организм (1)". Ошибка - в нарушении синтаксической
структуры сложного предложения. Причина - в недостаточном
развитии оперативной памяти, приводящее к ошибкам композиционного
характера, в данном случае к местоименному дублированию
подлежащего, притом существительное и местоимение не согласованы.
Рекомендация: первое местоимение "у него" следует
заменить подходящим по смыслу глаголом-сказуемым. А перед
вторым местоимением "у него" следует поставить
точку, так как здесь сложное предложение заканчивается,
дальше идет совершенно новая мысль. После исправления все
это будет выглядеть примерно так: "Человек, который
занимается спортом, имеет хорошую осанку, много силы. У
него хорошо растет и развивается организм". Ошибка
пунктуационного характера содержится и в следующем примере,
где нарушена цельность предложения совершенно излишним знаком
препинания: "В окна светило солнце. И освещало голову
девочки Маруси" (2).
Вот еще интересный пример: "Некоторые
люди занимаются тяжелой атлетикой, у тех руки становятся
сильными" (3). Здесь как раз тот случай, когда ошибку
можно растолковать двояко (см. 1-й абзац "Лингвистической
классификации речевых ошибок"). Во-первых, ошибку следует
признать морфологической, как нарушение координации форм.
Во-вторых, возможно признать нарушение синтаксической структуры
сложного предложения как в первом примере (1). После исправления
предложение будет выглядеть так: "У людей, которые
занимаются тяжелой атлетикой, руки становятся сильными".
Встречается пример синтаксической структуры
предложения с незакономерным эллипсисом: "Спортом занимаются
от маленьких детей и до старых людей" (4). Пропущено
обобщающее слово "все", с которым предложение
будет выглядеть так: "Спортом занимаются все: от маленьких
детей и до старых людей".
Морфолого-синтаксическая ошибка представлена
в таком примере: "Спорт переходит из поколения к поколению"
(5). Неправильный выбор предлога, который согласован только
с соотносимым словом. Управление нарушено: "переходит"
(куда?) предполагает винительный падеж с предлогом "в":
"Спорт переходит из поколения в поколение".
Морфологическая ошибка в другом примере: "Футбол
- это такая штука, что к ней не очень легко научиться"
(6). Нарушение координации в речи по причине слабой оперативной
памяти. Личное местоимение следует заменить указательным
"это", которое уже употреблено, но здесь в дательном
падеже: "Футбол - это такая штука, что этому не очень
легко научиться".
Есть морфологическая ошибка с несогласованием
в числе: "Спорт помогает нам быть стройным, здоровым,
бодрым" (7). Вместо множественного числа употреблено
морфологическое единственное число.
В следующей карточке употребление неправильной
формы дает морфологическую ошибку: "Я люблю лыжную
секцию, потому что у меня туда ходит сестра" (8). Сестра
чья? Следовало бы написать: "…потому что туда ходит
моя сестра".
Встречаются мнимо логические ошибки, связанные
с неправильным грамматическим оформлением фразеологизмов:
"А в новой шубе с иголочками холодно" (9). Или:
"Мичманская форма с иголочки не греет" (10). Сравните,
в оригинальном тексте сказано: "Новая, с иголочки,
мичманская форма греет плохо" (см. Приложение 1).
"Согласование - это морфологическое уподобление
формы зависимого слова форме слова господствующего, …а не
смыслового, логического" (Головин Б.Н. Основы культуры
речи… с.111). Однако в сочинении учащиеся школы пишут: "Много
спортсменов защищают своими высокими показаниями честь города,
области" (11). Здесь синтаксическая ошибка: неправильное
согласование "сказуемого при подлежащем, выраженном
количественно-именным словосочетанием" (Цейтлин С.Н.
Речевые ошибки… - с.70). Это довольно распространенный тип
ошибок.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)