ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Характеристика и классификация речевых ошибок - 3

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБА КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Лингвистическая классификация речевых ошибок

Лингвистическая классификация речевых ошибок представляет собой тоже некую систему именно в силу системности самого языка. Только эта система включает в себя явления экстралингвистические и выходит за пределы языка. Тесная связь и взаимосвязь между компонентами языковой системы позволяет и в классификации речевых ошибок одну и ту же ошибку толковать по разному и на разных уровнях. В этом случае отнести ошибку к тому или иному типу бывает затруднительно. Решается такой вопрос часто по преобладающей тенденции, по значимости того или иного лингвистического аспекта в ошибке. Но и в таком случае мы не свободны от субъективности.

Прежде чем начать описание и анализ собранного материала, целесообразно дать общую схему классификации речевых ошибок, опираясь на уже указанные труды Л.И.Скворцова, Б.Н.Головина и, главным образом, на труд С.Н.Цейтлин, как наиболее полно отвечающему затронутой теме (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., Просвещение, 1982). Потому что анализируемый здесь материал не охватывает все типы речевых ошибок. Следовательно, предварительная общая схема будет служить, во-первых, своего рода восполнением пробелов, во-вторых, как бы планом, канвой всей данной работы, в-третьих, будет легче определить место того или иного типа ошибок в общей схеме…

Л.И.Скворцов предлагает говорить о "правильности речи" и "культуре речи" как двух ступенях освоения литературного языка. В этом случае ПРАВИЛЬНОСТЬ речи будет первой, низшей, ступенью, и привитие навыков правильной речи происходит в рамках средней школы. Высшей же ступенью освоения литературного языка является собственно культура речи. Анализируемый в данной работе материал целиком и полностью относится к первой ступени, то есть речь пойдет о правильности и ошибочности. "Правильной называется речь, в структуре которой нет нарушения норм литературного языка" (Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., Высшая школа, 1980 - с.10).

"Нарушения" норм литературного языка довольно полную классификацию получают в труде С.Н.Цейтлин. Вначале дается классификация в зависимости от причин речевых ошибок, и указывается, что "главной причиной является так называемое давление языковой системы" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., Просвещение, 1982 - с.5-6). Отсюда - значительная часть ошибок, которые можно назвать условно СИСТЕМНЫМИ. Они появляются: 1) вследствие прямолинейного следования системе без знания ограничений языковой нормы; 2) вследствие выбора ненормативного варианта; 3) вследствие устранения таких явлений нормы, которые не совсем вписываются в систему, и унификации их под более системные; 4) вследствие устранения идиоматичности (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.7-9). Второй причиной речевых ошибок учащихся является ПРОСТОРЕЧИЕ, которое влияет не только на общее формирование детской речи, но и проникает даже в такую, казалось бы, официальную, ответственную форму, как письменная речь. Значительной причиной ошибок становится недостаточное развитие оперативной памяти детей, в результате чего возникают так называемые КОМПОЗИЦИОННЫЕ ошибки, которые встречаются и в ходе анализа представленного здесь материала (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.11-12). В целом, по причинам возникновения речевых ошибок следует сказать, что "если системные ошибки можно назвать собственно детскими, то просторечные и композиционные не являются принадлежностью исключительно детской речи" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.12).

Затем дается классификация по отношению к формам речи: "а) свойственные исключительно устной форме речи… б) свойственные исключительно письменной форме речи; в) …не зависящие от формы речи" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.12). В данной работе анализируются ошибки типа б) и в), и редко - орфоэпические ошибки.

Ведущей же формой классификации в школьной практике является такая, где выделяются ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические, логические. В той или иной мере эти ошибки найдут отражение в ходе нашего анализа на конкретных примерах.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru