Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Характеристика
и классификация речевых ошибок - 10
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Весь материал нашего анализа позволяет сделать
вывод о том, что правильность речи предполагает хорошее
знание структуры языка, умение пользоваться его возможностями
и соблюдать ограничения, установленные речевой практикой,
нормой языка и речи, а также предполагает знание предмета,
о котором говорят или пишут.
При классификации речевых ошибок детей школьного
возраста следует "ориентироваться на замысел говорящего"
(Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.110). Эта рекомендация,
по возможности, соблюдалась в данной работе, хотя следует
отметить, что не всегда "замысел" учащихся можно
понять не только из ближайшего контекста речевой ошибки,
но даже из всего написанного и с учетом текстов оригинала,
если таковые имеются. Кроме того, ошибки рассматривались
не только по принципу, ЧТО ХОТЕЛ написать учащийся, но и
по принципу, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ на самом деле. В практике школьного
обучения тоже следовало бы всегда доводить до учащихся результаты
их работ в аспекте восприятия читающими, т.е. воспитывать
не только правильность речи, но и культуру (не только речи)
в широком смысле, уважение к читателям (слушателям). Ведь
правильность и культура речи - не замкнутая область, она
неизбежно выходит в сферу нравственности в целом.
Следует также отметить и то, что в данной
работе при анализе речевых ошибок применялась учительская
тактика, принципы которой отмечены в книге Цейтлин (Цейтлин
С.Н. Речевые ошибки… - с.125-127). Это - уважение и внимание
к авторскому замыслу, максимальное сохранение формы и содержания
выражений, избранных учащимися, а также сохранения авторского
стиля и особенностей речи. Эти принципы заданы в основном
для учителя, занятого исправлением речевых ошибок.
Что же касается предупреждения речевых ошибок,
то здесь автор выражает такую точку зрения: "…насколько
это возможно, придерживаться тактики ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ("дотеоретического")
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки…
- с.115). Потому что речевые ошибки у школьников, как правило,
появляются задолго до теоретического изучения того или иного
правила в школе. Ошибку, превратившуюся в привычку, устранить
гораздо труднее, чем исправить их сразу, как только обнаружили.
Ошибок же у учащихся очень много. Больше всего
орфографических и пунктуационных, которые почти не включались
в данную работу, если они не искажали смысл речи. Почти
не включены и ошибки произношения, потому что анализировалась
письменная речь. Очень много словарных ошибок. Приблизительность
смысла речевого оформления не только прерогатива учащихся,
но и многих и многих взрослых, вчерашних выпускников тех
же самых школ, безграмотных взрослых, создающих как раз
ту речевую среду, в которой дети воспитываются. Собственно
стилистических ошибок у учащихся мало, потому что их стиль
речи еще только складывается. А имеющиеся, как правило,
связаны с влиянием отмеченной уже речевой СРЕДЫ - это употребление
разговорных, просторечных форм, а также незнание языковых
и речевых функциональных стилей.
Несколько иная точка зрения дается в этой
работе в отношении логических ошибок, которые хотя и не
очень распространены, но достойны более пристального внимания.
В целом же уровень правильности речи учащихся,
судя по работам 5 класса, оставляет желать лучшего, настраивает
на то, чтобы еще эффективнее повышать внимание школьников
к своей речи, ее правильности и общей культуре.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4 - 5
- 6 - 7
- 8 - 9
- 10 - 11
- 12 )
Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)