ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Характеристика и классификация речевых ошибок - 10

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь материал нашего анализа позволяет сделать вывод о том, что правильность речи предполагает хорошее знание структуры языка, умение пользоваться его возможностями и соблюдать ограничения, установленные речевой практикой, нормой языка и речи, а также предполагает знание предмета, о котором говорят или пишут.

При классификации речевых ошибок детей школьного возраста следует "ориентироваться на замысел говорящего" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.110). Эта рекомендация, по возможности, соблюдалась в данной работе, хотя следует отметить, что не всегда "замысел" учащихся можно понять не только из ближайшего контекста речевой ошибки, но даже из всего написанного и с учетом текстов оригинала, если таковые имеются. Кроме того, ошибки рассматривались не только по принципу, ЧТО ХОТЕЛ написать учащийся, но и по принципу, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ на самом деле. В практике школьного обучения тоже следовало бы всегда доводить до учащихся результаты их работ в аспекте восприятия читающими, т.е. воспитывать не только правильность речи, но и культуру (не только речи) в широком смысле, уважение к читателям (слушателям). Ведь правильность и культура речи - не замкнутая область, она неизбежно выходит в сферу нравственности в целом.

Следует также отметить и то, что в данной работе при анализе речевых ошибок применялась учительская тактика, принципы которой отмечены в книге Цейтлин (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.125-127). Это - уважение и внимание к авторскому замыслу, максимальное сохранение формы и содержания выражений, избранных учащимися, а также сохранения авторского стиля и особенностей речи. Эти принципы заданы в основном для учителя, занятого исправлением речевых ошибок.

Что же касается предупреждения речевых ошибок, то здесь автор выражает такую точку зрения: "…насколько это возможно, придерживаться тактики ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ("дотеоретического") ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК" (Цейтлин С.Н. Речевые ошибки… - с.115). Потому что речевые ошибки у школьников, как правило, появляются задолго до теоретического изучения того или иного правила в школе. Ошибку, превратившуюся в привычку, устранить гораздо труднее, чем исправить их сразу, как только обнаружили.

Ошибок же у учащихся очень много. Больше всего орфографических и пунктуационных, которые почти не включались в данную работу, если они не искажали смысл речи. Почти не включены и ошибки произношения, потому что анализировалась письменная речь. Очень много словарных ошибок. Приблизительность смысла речевого оформления не только прерогатива учащихся, но и многих и многих взрослых, вчерашних выпускников тех же самых школ, безграмотных взрослых, создающих как раз ту речевую среду, в которой дети воспитываются. Собственно стилистических ошибок у учащихся мало, потому что их стиль речи еще только складывается. А имеющиеся, как правило, связаны с влиянием отмеченной уже речевой СРЕДЫ - это употребление разговорных, просторечных форм, а также незнание языковых и речевых функциональных стилей.

Несколько иная точка зрения дается в этой работе в отношении логических ошибок, которые хотя и не очень распространены, но достойны более пристального внимания.

В целом же уровень правильности речи учащихся, судя по работам 5 класса, оставляет желать лучшего, настраивает на то, чтобы еще эффективнее повышать внимание школьников к своей речи, ее правильности и общей культуре.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 )

Алексей Нянин (Свердловск, УрГУ, 1986)

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru