Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4
)
ВАЖНОЕ
НАПОМИНАНИЕ О ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ - 3
Наверное, надо было ответить на письмо Вячеслава,
скорее, для того, чтобы встряхнуть тех, кто может … остаться
на том же месте. Но в то же время, мне кажется, надо помнить,
что это может быть лишь провокацией, направленной на взращивание
негодования, когда мы в пылу "борьбы" можем забыть
о нашей цели. На всякий случай, прошу прощения за дилетантский
взгляд. С уважением, Александр К. (20 января 2004 г.)"
* * *
В таких письмах, в которых, в отличие от абстрактно-моральных
рассуждений о "правильной" или "научной"
"филологии" и о том, кто насколько "научен",
чувствуется подлинная озабоченность судьбами языка, народа,
Родины, памятью предков и преемственностью поколений и т.д.
Чувствуется забота о том драгоценном наследии предков, которое
смотрит на нас из глубины столетий. Но не почувствовали
мы эту искреннюю гражданскую заботу о языке и Родине в других
"возмущенных" нашим "поведением" письмах,
как бы их авторы не пытались нас заверить в своей "лояльности"
к "науке", языку и народу. Не понятно, почему
они уверяют нас в том, что только они настоящие филологи,
или только они, в отличие от таких болтунов, вроде нас,
заботятся об основе (или инфраструктуре) жизни? Не совсем
уверены в необходимости того, что они сегодня делают? …
Поэтому мы призываем всех читателей сохранять
хладнокровие и трезвость. А если кому нужно, то работать
над собой и психологически (тренинги пройти, или внимание
развивать и т.д.). Пригодится в жизни! Потому что за эмоциями
люди часто теряют ход мысли и вычитывают из текста только
то, что им хочется вычитать, а не то, что там на самом деле
написано. Остальное просто пропускается мимо глаз и ушей.
Например, в одном письме автор вычитал из нашей статьи слово
"примитивный" вместо написанного "опустошенный",
в другом письме другой читатель вычитал "исследование"
вместо написанного "работа". И таких примеров
"невнимательности" или "эмоциональной ослепленности"
предостаточно, если перечислять (но зачем?). Но ведь у слов
есть свои значения и смыслы, и такие разные слова существенно
меняют ход мысли, смысл сказанного! И заинтересованным эмоциональным
авторам это, скорее всего, очень даже известно. Вот вам
и конкретные примеры "логичности" со стороны людей,
считающих себя грамотными или даже профессионалами в языке.
Но это пока мелочи, если их не начинают возводить в принцип.
Понятно, что нам всем нужно совершенствоваться.
Именно в предвидении таких "бурных"
реакций, чтобы люди могли максимально "не волноваться"
(не выходить из себя, а оставаться в рамках хотя бы приличия,
если не трезвости) мы так долго и основательно подступали
к теме, давали обстоятельные предваряющие материалы: введение,
список источников, предисловие и соглашение с читателями
на тему, о чем и как мы будем говорить…
И все равно этого оказалось мало. Почему?
Надо было "готовить" к восприятию еще? (Но в качестве
такой подготовки могут быть наши предыдущие рассылки, которые
выходят по сей день!) А ведь совершенно трезво было бы заинтересоваться
глубже, с самого начала, с первых рассылок (есть у нас такие
читатели, которые нашли нас только сейчас, но запросили
компакт-диск, чтобы узнать все с самого начала). Если это
для кого-то не та информация, то можно было отписаться и
уйти. Но кто же научил лезть в драку или писать вызывающие
письма и требовать поменять ход рассуждений и степень научности
так, как хочется лично ему, не взирая на тысячи других читателей?
Филологию или психологию, историю или литературу кому-то
лично из разгневанных и обиженных "за науку" авторов
писем к нам в частную собственность что ли предоставили?
Почему другие не могут говорить о них так, как им хочется?
Или демократия понимается, как "запретить" и "не
пущать"?
Достаточно того, насколько вы сумели создать
себе свою личную науку "филологии" или "психологии".
А если не достаточно - пополняйте знания. Спор с кем-то
не прибавит вам знания. Спор - это не познание. Нет какой-то
общей науки, одинаковой для всех. Это большая иллюзия, насаждаемая
в неблаговидных социальных целях. Любая наука существует
в отдельно взятых сознаниях людей, а не абстрактно и вообще.
Насколько кое-кто из резких полемистов еще далек тогда от
настоящего познания, если не хочется признать, что каждому
из нас в этом мире даны для жизни только мы сами?! Каждому.
Или, если взглянуть на это психологически,
некоторые люди просто читают тексты: не вникая в содержание,
а так, в качестве интеллектуальной каши (надо же ум подкармливать
какой пищей, чтобы было чем его занять)? В поиске знакомых
мыслей для внутреннего диалога личности - в качестве подтверждения
или опровержения в разговоре с самим собой. А затем осуществляется
элементарно простой, давно уже всем привычный психологический
"перенос": переносят - через письма и обращения
к слушателям или читателям - свой внутренний диалог во внешний
- "общественный" - план. Поэтому тем, кто проскочил
наши предварительные обоснования так же невнимательно, как
стал эмоционально реагировать, советуем вернуться к ним
и перечитать внимательнее. Эмоции - это не плохо. Дело в
другом. Вдруг выяснится, что вы просто не в ту аудиторию
попали и не ту лекцию слушаете? Зачем драгоценное время
жизни терять на пустые разборки? И требовать публичных объяснений,
когда остальные ожидают другого.
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4
)
из книги "От дикого Запада до далекого
Севера" (РИТМ. 2003-2004гг)