Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4
)
ВАЖНОЕ
НАПОМИНАНИЕ О ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Мы понимаем, КАК сложно людям ориентироваться
в реалиях современного мира. Понимаем, КАК реагируют разные
люди, когда наступают на "любимую" или "больную"
мозоль. Бурей эмоций! И при этом уверяют, что это "не
эмоции", что они рассуждают "логично". Нас,
каждодневно работающих с людьми и имеющих многолетний опыт
консультирования, это нисколько не удивляет. Это напоминает
обычную бытовую ситуацию, когда подвыпивший гражданин уверяет,
что он абсолютно трезв и владеет собой.
Так же и большинство не искушенных в психологии
людей не очень-то и знает о тесной связи логической и эмоциональной
сфер нашей психики, о том, что эмоции и логика, в отличие
от ощущений, интуиции и т.п., имеют рациональную основу.
Поэтому они сразу и начинают оправдываться, говоря, что
они рассуждают вполне логически, а не эмоции изливают. Конечно,
а как же иначе-то! Если бы возмущенные читатели прекрасно
ориентировались в психических процессах восприятия и психологии
мыслительных процессов, то множество недоразумений они бы
просто не допустили (мы уважаем даже самых эмоциональных
читателей и не считаем их простыми склочниками). Рациональная
основа эмоций естественна и поэтому легко простраивается
в нужные логические формулировки, потому что эмоции письменно
передаются только через определенную логику формулировок.
И еще, логика без эмоций бывает только на бумаге, и даже
через абстрактные значки написанного мы все с вами часто
чувствуем эмоции пишущего. (Ярким ближайшим примером этому
является специально допущенная нами полемика между инженером
и филологом.)
Мы получили от этой полемики то, что хотели получить для
продолжения темы (массу конструктивных и просто ругательных
писем). Благодарим всех, кто высказался конструктивно и
внес немало хороших предложений на будущее и кто просто
поддержал нас в полемике (возможно, в будущем мы такие вещи
сможем выкладывать на сайте на всеобщее обозрение - все,
как говорится, "за" и "против", но пока
просто руки до этого не доходят, не успеваем). Надеемся,
что этот пример полемики послужит уроком и для наших читателей,
потому что большинство граждан до сих пор уверены, что "в
спорах рождается истина", а не топится. В спорах истину
слишком часто забалтывают, а открывают же в группе (коллективно)
"истину" обычно в ходе таких организованных процессов,
как, например, "мозговой штурм". Самые важные
открытия собственной жизни человеком делаются наедине с
собой, и приходят эти открытия из душевной глубины (хотя
разные люди потом, задним числом, и находят этому разные
рациональные обоснования).
Поймите, на упрек в "ненаучности"
нашего подхода к языку, существует простой ответ. Во-первых,
здравые исследователи и ученые таких реплик себе в чей-либо
адрес не позволяют. Они слишком хорошо знают, что такое
Познание и что такое Наука, как делаются открытия и что
есть этикет. Во-вторых, мы порекомендовали бы чересчур "научным"
филологам поначалу хорошо разобраться в ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА,
процессах его мышления и восприятия. А это можно начать
с внимательного прочтения нашей статьи "Центр Сказки"
и/или с работы "Психология возможной эволюции человека"
П.Д.Успенского (в переводе А.М.Руткевича). Вот тогда будет
понятно, почему мы различаем практическую (живую) психологию,
с одной стороны, и схоластическую (во многом надуманную),
до которой доведена во многом современная "научная"
психология, с другой стороны.
Без настоящего понимания Природы Человека
и в отрыве от самого Человека, его психологии, невозможно
толком изучать и осваивать и его ЯЗЫК. Поэтому сегодня между
практическим (живым) языкознанием и т.н. "научным"
(или официальным) существует такая же огромная пропасть
несоответствия, как и в вышеозначенных, разных по сути,
психологиях. (Такая же ситуация, между прочим, царит сегодня
во многих других науках.) К сожалению, известная нам "научная"
филология редко учитывает Природу Человека. Поэтому мы,
основываясь на природном естестве Человека и живой психологии,
не можем, разумеется, пользоваться всем, что есть в "научной"
филологии, хотя находим там много ценного для текущей работы.
Поэтому, если от этого кому-то легче, допускается
считать наш подход к языку "ненаучным". Но это
никому не дает права указывать нам, как мы должны изучать
язык. Разумеется, мы изучаем язык так, как нам нравится
и как мы хотим. Мы строим свой дом так, как нам нравится.
И делимся опытом с теми, кому это интересно. И просто странны
характер воспитания и образования некоторых "хорошистов",
которые, прилежно выучив "общую теорию" требуют
от нас, чтобы мы в жизни пользовались только "общепринятым"
инструментарием. Извините, мы таких "теоретиков",
мнение которых можно прочитать в любом учебнике, справочнике
или монографии, к себе просто не взяли бы. Зачем терять
время на болтовню и выяснение отношений, когда в жизни так
много захватывающе интересного и важного!
(Страницы - 1
- 2 - 3
- 4
)
из книги "Через Язык - к истокам
разумной жизни" (РИТМ. 2003-2004гг)