ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ПУБЛИКАЦИИ

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

 

Педагогический эксперимент века
(Александр Михайлович Лобок, педагог и философ)

 

Каким должен быть культурный человек? Употребление этого слова подразумевает трудноуловимый смысл - качество, определяемое самыми различными сторонами личности. Но, безусловно, называя человека культурным, мы подразумеваем обладание им определенной суммой культурной эрудиции, нормой знаний и навыков, которое и дает право так называться. Подобный "культурный лоск", возможно, и не отвечает подлинным стремлениям человека, не нужен ему, да и неудобен, но - обязателен, как галстук в ресторане.

Процесс (почти кафкианский) обретения (или - утраты?..) человеком своего культурного "Я" - образование в широком смысле, и в узком - школьное, - является основным механизмом сохранения и развития культуры, культурной трансляции. И, кроме того, он занимает значительную и, как некоторые считают, лучшую часть нашей жизни (а у некоторых - вообще всю жизнь...) - детство, неразрывно связанное в памяти со школой.

В последние годы мы привыкли к многочисленным новинкам в школьном образовании, начиная с загадочной реформы, после которой таинственно исчезли 4-е классы, введения новых предметов, дисциплин (вплоть до Закона Божия) и кончая многообразием новоиспеченных гимназий, лицеев и т.д. с самыми различными "уклонами". Подобное бурное развитие (Я имею в виду "элитарные" школы) у одних вызывает восторг, у других - более доступные для понимания скептицизм и недоверие. Вообще, на общем фоне обнищания и упадка среднего образования подобные изысканно-элитарные заведения кажутся пиром во время чумы. Но речь не совсем об этом. То, что школьное образование меняется - факт, да и не может не меняться то, что слишком долго оставалось незыблемым и вдруг обрело высокую степень свободы. Но... Как меняется образование и что именно в нем меняется?

* * *

В одной из екатеринбургских школ, на одном из почти одинаковых этажей, есть одна, ничем не примечательная дверь... Гроба на колесиках там нет. Но то, что есть, удивляет не меньше. Вот уже 7 лет за этой дверью происходит удивительный педагогический эксперимент. И, вопреки всем нормам научной этики и протестам борцов с вивисекцией, производится он на живых детях. Каждый день в этот класс приходят дети, там идут уроки и, вероятно, на миг заглянув туда вы вряд ли бы лопнули от удивления, но... оставим эту дверь открытой чуть дольше...

Например:

"Кот сидит на улице.
Кот одинок.
У кота есть кошка,
Она его не понимает". (Марина Капцан, 6 лет) Или:

"Одеяло, одеяло!
Где ты бродило?
Всю ночь тебя искал я!" (Алеша Савинов, 5 лет) Или:

"Утро восстало
и море воскресло,
и свет пробивается сквозь глаза,
и глаза пробивают грозу" (Владик Кулясов, 7 лет).

Когда мне говорят, что мои дети пишут "недетские" стихи, я спрашиваю себя: а что мы вообще знаем о детях и об их подлинных чувствах и переживаниях? Не обманываем ли мы себя, представляя их мир простым и незатейливым?" (А.М Лобок."Ответ г-ну Ле Боэку". Школьные Технологии, №3, 1996г.)

Александр Михайлович Лобок - человек, который заставляет (не поймите превратно) писать детей такие стихи. Оригинальный мыслитель, ученый, философ и педагог, автор замечательных книг "Подсознательный Маркс" и "Антропология мифа", создатель вероятностной модели образования. Без ложной лести можно сказать, что его не называют великим только потому, что он все еще жив (а мы со своей стороны желаем длиться этому вечно). Впрочем, его уже назвали педагогом столетия (газета "Первое сентября"), а отзывы на "Антропологию мифа" таких людей, как психолог Д.Б.Эльконин и академик Ш.Амонашвили, весьма впечатляющи (или, к примеру, А.А.Леонтьев: "Это абсолютно сумасшедшая книга!" - на что ее автор отвечает: "И это - самое глубокое, самое тонкое понимание моей книги, на которое я только мог рассчитывать".).

В нашем мире все происходит с известной долей вероятности. Например: с похмелья можно идти или не идти на работу, а если пойдете, то нет никакой гарантии, что вам не отрежет голову какой-нибудь шальной трамвай (так что уж лучше не рисковать). Не было никакой гарантии, что в 1991 году при Октябрьском РОНО г.Екатеринбурга А.М.Лобком будет организована Лаборатория проблемного начального образования и начнется эксперимент - реализации вероятностной модели образования. Но "случайность - логика фортуны", как говорил Набоков, да и в том, что произошло, было изрядно закономерности: не зря же А.М.Лобок занимался проблемами педагогики с 1986 года, организовал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите и Нижнем Новгороде, выпустил монографию "Педагогика мифа" и многое прочее. Так что уж считать этот эксперимент случайностью, по-моему, просто хамство.

Вышеупомянутый вопрос - что и как меняется в образовании - в концепции А.М.Лобка получает принципиально иной, нежели в других случаях, ответ. В модели вероятностного образования меняется не только и не столько его содержательная часть - меняется само образование, его метод и принципы. Традиционной школе с ее жесткой плановой структурой (от общего плана среднего образования - до конкретного плана стандартного урока) Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. На его уроках "что-то происходит или не происходит лишь с известной долей вероятности", а удачным считается урок, на котором нечто неожиданное - произошло. В противовес традиционной начальной школе с ее прописями и букварем Лобок учит детей сначала писать, а потом - читать. И писать не абстрактные, ничего не значащие фразы, а стихи, настоящие стихи. Стихи, как способ самовыражения ребенка в культуре, как катализатор его творческого развития и мощное средство решения им своих психологических проблем.

"Ребенок - это отнюдь не маленький розовый пупс в сусальной обертке, который еще не способен по-настоящему переживать и чувствовать, и потому должен долгое время кормиться поверхностными стишками и рассказиками, как это считала традиционная советская педагогика. Маленький ребенок - это целая Вселенная, и не надо думать, что эта Вселенная лишена драматического измерения" (А.М.Лобок. "Ответ г-ну Ле Боэку")

Думаю, не ошибусь, сказав, что именно особенное отношение к ребенку - альфа и омега этой концепции. Глубокое понимание психологической драмы образования у ребенка, восприятие его как содержательной творческой личности (в сравнении с установкой традиционной педагогики на восприятие ребенка, как "tabula rasa", на которую необходимо записать сумму знаний и навыков) - то, что определяет ее успех. А успех - явный, хотя бы в том, что дети, оказавшиеся в классе отнюдь не по принципу отбора по "одаренности" (пресловутая формула элитарных школ - аналог закона выживания сильнейшего в педагогике), а в некотором смысле наоборот (некоторые дети, например, попадали в класс ввиду бессилия традиционной школы), демонстрируют замечательные способности как по традиционным критериям, так и в самой удивительной сфере - своем литературном творчестве. Дети в этом классе пишут поэмы и рассказы, стихи - здесь это обычное дело. Невероятная образность, раскованность и богатство языка, непосредственность и просто красота - восторги, которые я вынужден рассыпать, будучи не в силах полноценно отобразить здесь это творчество, - иначе в этом не было бы нужды.

Не стоит, однако, думать, что концепция А.М.Лобка подрывает само понятие культурных норм и правил, что вероятностная модель образования - это произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М.Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности его общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" - основа педагогической концепции Лобка, - отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребенком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре.

Мне вряд ли удастся в этой статье хотя бы немного дать почувствовать читателю удивительную атмосферу этого класса (в смысле - духовную). Тем более, не удастся полно и ясно рассказать об этом эксперименте и о его создателе. Ведь вероятностная модель образования - универсальная концепция, проработанная во множестве аспектов и нюансов конкретных дисциплин и общей методологии. Это - оригинальные авторские разработки по преподаванию математики и музыки, географии и литературы, иностранного языка и практически всех школьных дисциплин. Это уникальная психологическая основа эксперимента, разработанная И.Христосенко. Вообще, чтобы почувствовать масштабы эксперимента:

"а) стенограммы уроков, общим объемом свыше десяти тысяч машинописных страниц;
б) тетради учеников экспериментального класса (свыше восьмисот тетрадей, отражающих суть образования на вероятностной основе);
в) материалы черновых видеосъемок на протяжении четырех лет эксперимента (более ста съемочных часов);
г) результаты психологической диагностики и наблюдения на протяжении четырех лет эксперимента" (А.М.Лобок. "Вероятностное образование: екатеринбургский вариант", Школьные технологии №3, 1996г.).

Но что, как я надеюсь, мне в моей беглой (откуда?) заметке хоть немного удалось, - так это просто заинтересовать читателя чудом, происходящим у нас под боком, в одной из екатеринбургских школ, на одном из почти одинаковых этажей, за одной ничем не примечательной дверью...

Павел Топорков (Золотые Ворота. №5. Февраль 1998 - с.1-6)

• • •

 

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2006г. -

Рейтинг ресурсов УралWeb