Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.
Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!
Живая Русская Грамота . Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – Екатеринбург. 2009. – 72с.
Основы осмысленного применения правил и осмысленного решения задач русского правописания. Для облегчения усвоения материал подготовлен в логике современной орфографии, которая изучается всеми с детства еще в общеобразовательной школе.
Эти материалы могут быть использованы как эффективное средство осознанного повышения грамотности, вместо простого заучивания наизусть и автоматизации навыков, которые, как известно, сегодня проблему грамотности отнюдь не решают.
Важной задачей, наряду с повышением грамотности письма, ставится также активация мыслительной деятельности и раскрытие творческих способностей личности.
Новый подход к правописанию ориентирует не только на Живой Русский Язык и Живую Русскую Речь, но и на естественную природу самого человека.
Занятия и размышления над смыслами помогают в самосовершенствовании, расширении Сознания и оздоровлении Мышления. Развивают интеллектуальные способности. Учат чувствовать глубину смыслов и пользоваться Языком осознанно и здраво. А здравое мышление позволяет выстроить здравую практическую деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ( 3 )
Часть первая. Смысловой принцип русского правописания
КРАТКИЙ ОЧЕРК ВВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПИСАНИЕ (4)
ОСМЫСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ (18)
1. Правописание гласных (18)
1.1. Правописание гласных в корне (18)
1.1.1. Проверяемые безударные гласные (18)
1.1.2. Непроверяемые безударные гласные (20)
1.2. Чередование гласных в корне (24)
1.2.1. Чередование А – О (24)
1.2.2. Чередование Е – И (41)
1.2.3. Чередования А (Я) – ИМ (ИН) (47)
1.3. Гласные после шипящих (48)
1.4. Гласные после Ц (51)
1.5. Гласные О и Ё под ударением после шипящих (55)
1.6. Гласные И, Ы после приставки (57)
1.7. Гласные Э – Е в корне (59)
1.8. Гласные в корне глагола (61)
1.9. Гласные в приставках (62)
1.10. Сложные слова с соединительной гласной (65)
1.11. Гласные А и О в суффиксах наречий (68)
Литература (70)
Предисловие
Представляя нашу новую работу, мы пришли к выводу, что нужно непременно прокомментировать, что это и зачем предлагается?
Во-первых, предлагаемый практический подход к правописанию, сразу надо признать, достаточно нов и необычен в сравнении с давно апробированными и методически отработанными учебными пособиями, которые применяются в системе образования. Многие моменты в нем требуют еще своего уточнения и доработки. Немало вопросов выходит за пределы сведений о языке, получаемых нами еще со школы, и соответственно с трудом передаются и воспринимаются, хотя мы стараемся максимально придерживаться логики знакомой нам всем школьной орфографии. Поэтому мы призываем всех заинтересованных в новых эффективных способах освоения грамоты включиться в диалог и продолжить дальнейший поиск в этой области.
Во-вторых, о целостном и гармоничном развитии человека нужно не только говорить, а делать реальные шаги сейчас . Это значит, что и о грамотности человека, правописании и речи необходимо говорить не только узкоспециально (с точки зрения только языкознания), а значительно шире, с междисциплинарных подходов (от естествознания и природы самого человека до психологии, социологии и истории). Наша попытка заключается именно в этом. Разумеется, она, как одна из первых таких попыток, еще далеко не бесспорна, но видимые результаты, которые здесь представлены, уже показывают, что такое направление довольно перспективно и эффективно.
И, кстати, эффективно не вместо того, что мы все учим в школе по родному языку, а в дополнение к нему . Заменить одно другим невозможно по той причине, что время изменилось и люди изменились. Немало из того, чем владели предки, современными людьми давно утрачено. И многие вещи в современном языкознании разработаны и внедрены взамен и даже без учета давно утраченного. И внедрены специально для современных людей. В то же время в том утраченном массиве знаний предков немало ценного, что можно эффективно использовать и сегодня. Вот такое соединение некоторых знаний предков с современной наукой - это еще один «плюс» предлагаемой нами работы.
Целостные знания для целостного человека не ограничиваются областью языка и речи. Необходимо смотреть на мир и роль человека в мире шире, в объеме всего естествознания. Давайте вместе шагать к тому человеку, который знаком не только с «языком как знаковой системой», а владеет всеми возможностями Родной Речи! К такому образованию, которое позволяет открыть больше уровней богатейшего знания о природе и человеке!